Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2011 г. N Ф09-2585/11
20 мая 2011 г. |
N Ф09-2585/11-С1 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Черкезова Е. О., Лимонова И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Качканарского городского округа (далее - администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по делу N А60-30393/2010-С6 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество) (ИНН: 5904119383, ОГРН: 1045900550024) - Теребова И.В. (доверенность от 30.12.2010 N 41);
администрации - Вепрева О.Д. (доверенность от 09.10.2009 N 2008).
Представители муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" (ИНН: 6615005220, ОГРН: 1026601126320) (далее - учреждение), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным действия администрации, выразившегося в отказе в выделении дополнительных бюджетных средств учреждению для погашения задолженности, взысканной в пользу общества по решению Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2008 по делу N А60-25459/2008, а также обязании администрации выделить дополнительные бюджетные средства учреждению для погашения задолженности, взысканной в пользу общества по решению арбитражного суда от 19.12.2008 по делу N А60-25459/2008.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение.
Решением суда от 19.11.2010 (судья Присухина Н.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда отменено, обжалуемые действия администрации признаны незаконными как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации. Суд обязал администрацию обеспечить выделение дополнительных бюджетных средств учреждению для погашения задолженности, взысканной в пользу общества решением арбитражного суда от 19.12.2008 по делу N А60-25459/2008 в срок, предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на то, что системный анализ Бюджетного кодекса Российской Федерации не позволяет признать администрацию обязанной перечислить учреждению спорные денежные средства, так как в отношении учреждения администрация не исполняет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2008 N А60-25459/2008 взыскателю - обществу с ограниченной ответственностью "Свердловские коммунальные системы" выдан исполнительный лист от 10.03.2009 N 0040975, предметом которого являлось взыскание с учреждения основного долга в сумме 27 523 714 руб. 15 коп. и судебных расходов по уплате государственной пошлины 79 280 руб. 60 коп.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 05.10.2009 по делу N А60-25459/2008 произведена замена взыскателя по исполнительному листу N 0040975 на общество.
Определением Арбитражного суда Свердловской области 10.11.2009 обществу выдан дубликат исполнительного листа Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2009 N 0040975 (в связи с утерей).
Дубликат исполнительного листа с приложением документов, предусмотренных гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации общество направило 25.03.2010 в Финансовое управление в Качканарском городском округе.
Учреждение 16.04.2010 направило в администрацию письмо о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в сумме 27 523 714 руб. в целях исполнения исполнительного документа.
Администрация в ответ на названное обращение в письме от 28.05.2010 N 1201 указала, что выделение дополнительных бюджетных средств на исполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2008 по делу N А60-25459/2008 о взыскании задолженности с учреждения по муниципальному контракту от 01.10.2004 N 19/04 в сумме 27 523 714 руб. не представляется возможным, так как в заявке-требовании неверно обозначен источник образования задолженности. При этом указано, что согласно решению арбитражного суда источником возникновения задолженности учреждения перед обществом с ограниченной ответственностью "Свердловские коммунальные системы" являются средства населения.
Письмом от 30.06.2010 N 502 Финансовое управление Качканарского городского округа вернуло исполнительный лист без исполнения, указав, что источниками поступлений денежных средств, используемых абонентом в расчетах с энергоснабжающей организацией, являются средства, выделяемые из муниципального бюджета и поступающие от населения. Дотационные бюджетные средства, поступившие на счета абонента за спорный период, перечислены им энергоснабжающей организации в полном объеме. В связи с чем, бюджет Качканарского городского округа не вправе производить расходование бюджетных средств на цели, не предусмотренные в законе о бюджете, а в законе о бюджете эти средства не могут быть предусмотрены по причине отсутствия задолженности бюджета перед энергоснабжающей организацией. Также сообщило, что средств от внебюджетной деятельности, поступающих на лицевой счет должника учреждения, недостаточно для погашения взыскиваемой задолженности в предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации 3-х месячный период. Кроме того, основанием для возврата исполнительного листа без исполнения основного долга послужило письмо учреждения от 04.06.2010 N 982 о необоснованности исполнения данного исполнительного листа в связи с тем, что у должника имеются платежные документы, подтверждающие оплату по контракту N 19/04юр за тепловую энергию в период сентябрь-декабрь 2005 г., не рассматриваемые в судебном заседании арбитражным судом.
Считая действия администрации, выразившиеся в отказе в выделении дополнительных бюджетных средств учреждению для погашения задолженности, взысканной в пользу общества, незаконными общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности действий администрации, поскольку дотационные бюджетные средства перечислены энергоснабжающей организации в полном объеме, и оставшаяся задолженность учреждения по оплате принятых в спорный период энергоресурсов возникла ввиду несвоевременной оплаты коммунальных услуг населением.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования, апелляционный суд указал на незаконность отказа в выделении дополнительных бюджетных средств. В рассматриваемом случае должником выступает именно муниципальное бюджетное учреждение, следовательно, источником погашения спорной задолженности являются средства местного бюджета, формированием и исполнением которого ведает администрация.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 установлено, что положения ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений, предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и(или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и(или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Как следует из материалов дела, администрация является учредителем учреждения. В силу ст. 6 Устава Качканарского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа (местный бюджет) и контроль за исполнением данного бюджета. Согласно ст. 31 Устава к полномочиям Администрации городского округа относятся формирование и исполнение местного бюджета.
Согласно решению Качканарской городской Думы от 24.12.2009 N 113 "О бюджете Качканарского городского округа на 2010 год", в редакции решения Качканарской городской Думы от 07.07.2010 N 76, распорядителями бюджетных средств по статьям "жилищно-коммунальное хозяйство" является как учреждение, так и Администрация города Качканара.
Таким образом, как правильно установлено апелляционным судом, главным распорядителем в сфере жилищно-коммунального хозяйства по отношению к учреждению является администрация.
В связи с отсутствием на счетах учреждения суммы, необходимой для исполнения требований исполнительного документа, учреждение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направило главе Качканарского городского округа запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в сумме 27 523 714 руб.
Поскольку администрация не исполнила требование учреждения, предусмотренное п. 5 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не обеспечив в трехмесячный срок выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с требованием должника, апелляционный суд обоснованно признал незаконными действия администрации, выразившиеся в отказе в обеспечении выделения дополнительных бюджетных средств учреждению для погашения задолженности, взысканной вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу А60-25459/2008, как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что указание в решении Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2008 по делу N А60-25459/2008 на отсутствие оснований для применения мер гражданско-правовой ответственности к муниципальному учреждению в связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг населением не изменяет порядка исполнения судебных актов о взыскании задолженности с бюджетных учреждений.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно обязал администрацию обеспечить выделение учреждению дополнительных бюджетных средств для погашения задолженности, взысканной вступившим в законную силу решением арбитражного суда, поскольку в материалах дела не имеется надлежащих доказательств планирования данных денежных средств при формировании бюджета на 2011 год.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как противоречат материалам дела и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных апелляционным судом при рассмотрении дела. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции такие полномочия отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по делу N А60-30393/2010-С6 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Качканарского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н.Василенко |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, администрация является учредителем учреждения. В силу ст. 6 Устава Качканарского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа (местный бюджет) и контроль за исполнением данного бюджета. Согласно ст. 31 Устава к полномочиям Администрации городского округа относятся формирование и исполнение местного бюджета.
...
В связи с отсутствием на счетах учреждения суммы, необходимой для исполнения требований исполнительного документа, учреждение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направило главе Качканарского городского округа запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в сумме 27 523 714 руб.
Поскольку администрация не исполнила требование учреждения, предусмотренное п. 5 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не обеспечив в трехмесячный срок выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с требованием должника, апелляционный суд обоснованно признал незаконными действия администрации, выразившиеся в отказе в обеспечении выделения дополнительных бюджетных средств учреждению для погашения задолженности, взысканной вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу А60-25459/2008, как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2011 г. N Ф09-2585/11 по делу N А60-30393/2010