Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2011 г. N Ф09-2711/11
25 мая 2011 г. |
N Ф09-2711/11-С1 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Черкезова Е.О., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2010 по делу N А07-15571/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Шапошников Е.А. (доверенность от 11.04.2011 N 2-ю), Рудявко О.А. (доверенность от 11.04.2011 N 1-ю);
министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство сельского хозяйства) - Салихова А.Т. (доверенность от 18.01.2011).
Представители третьих лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия министерства сельского хозяйства, выразившегося в невыполнении требований, предусмотренных п. 6 Порядка предоставления в 2008 г. субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв), утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99; бездействия по составлению и направлению в министерство финансов Республики Башкортостан (далее - министерство финансов) сводной справки на получение субсидий, заявки на финансирование, справки-расчета в разрезе получателей субсидий, а также сводного реестра поручений на оплату расходов, повлекшего за собой невыплату субсидии на возмещение части затрат по известкованию кислых почв, понесенных обществом, а также о взыскании с Республики Башкортостан в лице министерства сельского хозяйства за счет средств казны Республики Башкортостан в пользу заявителя убытков в сумме 3 274 365 руб. 08 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство финансов, администрация муниципального района "Гафурийский район" Республики Башкортостан (далее - администрация), колхоз "Россия".
Решением суда первой инстанции от 30.11.2010 (судья Чернышова С.Л.) в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 (судьи Столяренко Г.М., Бабкина С.А., Румянцев А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов относительно того, что общество не является получателем субсидий, соответственно, у министерства сельского хозяйства отсутствует обязанность по предоставлению субсидий фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам действующего законодательства. В обоснование жалобы общество отмечает, что спорные отношения должны регулироваться бюджетным законодательством. В рассматриваемом случае правовое регулирование предоставления субсидий на возмещение части затрат по повышению плодородия почв из бюджета Республики Башкортостан в силу ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно регулироваться законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан" на очередной финансовый год, а также постановлениями Правительства Республики Башкортостан, принятыми в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год. По мнению заявителя жалобы, суды необоснованно руководствовались Федеральной целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 (далее - Федеральная целевая программа по повышению плодородия почв), Республиканской программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 (далее - Республиканская программа), которые в силу ст. 2, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не входят в структуру бюджетного законодательства, регулирующего правоотношения по предоставлению субсидий из бюджета Республики Башкортостан, и не могут применяться при решении вопроса об установлении категории лиц, имеющих право на получение субсидий. Как указывает общество, в 2008 г. нормативно-правовыми актами бюджетного законодательства, регулирующими порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повешение плодородия почв являются: Закон Республики Башкортостан от 03.11.2007 N 474-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 г." и постановление Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 "Об утверждении порядка предоставления в 2008 г. субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв) (далее - Порядок предоставления субсидий). Как указывает общество, Порядком предоставления субсидий не предусмотрено заключение государственного контракта с министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, основанием для расчета и выплаты субсидий в соответствии с п. 3 названного Порядка являются представленные в министерство сельского хозяйства акты приемки выполненных работ по расценкам, утвержденным министерством сельского хозяйства. Кроме того, общество отмечает, что обстоятельства, касающиеся наличия (отсутствия) у общества права на получение субсидий не являются предметом доказывания по данному делу. Основанием невыплаты субсидий в установленном Законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 г." размере послужило отсутствие денежных средств в бюджете Республики Башкортостан, судами не исследовался вопрос о достаточности бюджетных средств для выплаты субсидий.
В дополнении к кассационной жалобе общество указывает на то, что суды неправомерно при рассмотрении спора руководствовались Республиканской программой, поскольку указанная среднесрочная программа (продолжительностью от 3 до 5 лет) не была утверждена Президентом Республики Башкортостан, текст Республиканской программы не был опубликован в официальных изданиях, то есть указанная программа не прошла установленную законом процедуру принятия, и в связи с этим не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.06.2008 колхоз "Россия" (заказчик) и общество (подрядчик) заключили договор N 4, в соответствии с которым подрядчик обязался по заданию заказчика провести агрохимические работы по известкованию почв на площади 548 га, внести по 8,80 и 10,30 тонн на 1 га, всего 5162,9 тонн согласно проектно-сметной документации и расценок, согласованных с министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Разделом 3 названного договора определено, что оплата стоимости фактически выполненных подрядчиком работ производится в пределах выделенных лимитов средств на проведение работ по агрохимической мелиорации почв из республиканского или федерального бюджетов, а также за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников. При недостаточности бюджетных средств оплата оставшейся стоимости выполненных работ производится за счет средств заказчика.
Согласно актам приемки выполненных работ по известкованию кислых почв от 20.06.2008 N 40, 41, от 30.06.2008 N 42, 43, в июне 2008 г. подрядчиком были выполнены предусмотренные договором от 02.06.2008 N 4 работы по известкованию кислых почв на общую сумму 3 638 183 руб. 43 коп.
Сторонами составлены акты проверки качества известкования кислых почв, из которых усматривается, что сдвиг кислотности почв в пределах нормы, работа выполнена качественно и подлежит оплате согласно проектно -сметной документации.
Полагая, что имеются основания для получения субсидий, общество для указанных целей в октябре 2008 г. представило в министерство сельского хозяйства документы по перечню, определенному п. 5 Порядка предоставления субсидий.
Поскольку министерство сельского хозяйства, получив документы общества, сводную справку на получение субсидий и заявку на финансирование в порядке, предусмотренном п. 6 Порядка предоставления субсидий, не составило, указанные справку и заявку, а также справки-расчеты в разрезе получателей субсидий, сводные реестры поручений на оплату расходов в министерство финансов не представило, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия министерства сельского хозяйства в указанной части незаконным и взыскании с Республики Башкортостан в лице министерства сельского хозяйства за счет казны Республики Башкортостан 3 274 365 руб. 08 коп. убытков, причиненных заявителю вследствие недофинансирования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество в рассматриваемом случае не является лицом, имеющим право на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан. В части отказа во взыскании в пользу заявителя убытков, суды указали на недоказанность причинения вреда в заявленном размере именно министерством сельского хозяйства, поскольку на стороне последнего отсутствуют обязательства перед обществом, в том числе по оплате выполненных для колхоза "Россия" работ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с разделом 5.4 Республиканской программы нормативно - правовое обеспечение деятельности в области сохранения и восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов осуществляется по направлениям, определяемым Федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре" и Законами Республики Башкортостан "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре Республики Башкортостан", другими нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, названным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года". Финансирование мероприятий Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв намечено осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. При этом оговорено, что финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются средства федерального бюджета.
В субъектах Российской Федерации реализация Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (заказчиками-застройщиками) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Федеральной целевой программы.
Исполнители указанных работ определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
В Республике Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 одобрена Республиканская программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы", по которой государственным заказчиком -координатором данной программы определено министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В целях развития реализации положений Республиканской программы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 утвержден Порядок предоставления в 2008 г. субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв), который регламентировал использование в 2008 г. субсидий на повышение плодородия почв, предоставляемых юридическим лицам любой организационно-правовой формы по определенным направлениям.
Согласно положениям ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципами бюджетной системы Российской Федерации являются, в том числе, адресность и целевой характер бюджетных средств.
Исходя из анализа вышеназванных нормативных актов, суды обеих инстанций правомерно указали на то, что получение государственных субсидий на выполнение работ (оказание услуг) возможно в рамках принятых государственных программ на основе государственных контрактов, заключаемых заказчиком (министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий программы. При этом исполнителями работ выступают землепользователи (землевладельцы), которые со своей стороны вправе привлекать для выполнения работ подрядчиков.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае общество не относится к числу землепользователей или землевладельцев, которые в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, обладают правом на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан.
Как правомерно отметили суды, само по себе выполнение обществом как подрядчиком, привлеченным землепользователем - колхозом "Россия", работ по агрохимической мелиорации почв не свидетельствует о возникновении у него такого права, а у министерства сельского хозяйства, соответственно, обязанности по предоставлению субсидий.
При названных обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Довод общества о том, что Республиканская программа не была утверждена Президентом Республики Башкортостан, и в силу этого, не подлежала применению к спорным правоотношениям, суд кассационной инстанции не может признать в качестве достаточного основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку при их принятии суды руководствовались положениями не только данной программы, но также и других правовых актов, примененных в совокупности с имеющимися в деле доказательствами.
Иные доводы заявителя жалобы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2010 по делу N А07-15571/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнители указанных работ определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
В Республике Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 одобрена Республиканская программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы", по которой государственным заказчиком -координатором данной программы определено министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В целях развития реализации положений Республиканской программы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 утвержден Порядок предоставления в 2008 г. субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв), который регламентировал использование в 2008 г. субсидий на повышение плодородия почв, предоставляемых юридическим лицам любой организационно-правовой формы по определенным направлениям.
Согласно положениям ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципами бюджетной системы Российской Федерации являются, в том числе, адресность и целевой характер бюджетных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2011 г. N Ф09-2711/11 по делу N А07-15571/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11720/11
26.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11720/11
25.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2711/2011
25.02.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1088/2011