Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2011 г. N Ф09-2062/11
24 мая 2011 г. |
N Ф09-2062/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Купреенкова В.А., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Андрея Александровича на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по делу N А60-28790/2010-С5 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принятии участие представители:
предпринимателя Иванова А.А. - Кирпикова Н.С., Черноуцан А.В. (доверенность от 15.07.2010);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление) - Куйдан А.В. (доверенность от 15.12.2010 N 08-18/1390).
В судебном заседании, назначенном на 16.05.2011 на 10 час. 00 мин., объявлен перерыв до 17.05.2011 до 15 час. 15 мин. После перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле.
Предприниматель Иванов А.А. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа отдела кадастрового учета управления в кадастровом учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:954, об обязании названного отдела управления внести соответствующие изменения в документы государственного земельного кадастра указанного земельного участка, перевести его из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" и установить вид его разрешенного использования для размещения отдельно стоящего жилого дома.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Екатеринбург" в лице администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2010 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение отдела кадастрового учета управления от 29.07.2010 об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:954. На отдел кадастрового учета управления возложена обязанность внести соответствующие изменения в документы государственного земельного кадастра объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:954, перевести из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" и установить вид его разрешенного использования для размещения отдельно стоящего жилого дома.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Иванов А.А. просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ), ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель указывает, что постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2007 N 305-ПП "О согласовании изменения границы населенного пункта город Екатеринбург в составе муниципального образования "Город Екатеринбург" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 16.04.2007 N 305-ПП), Законом Свердловской области от 12.07.2007 N 85-ОЗ "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 12.07.2007 N 85-ОЗ) утверждена единая (совмещенная) граница муниципального образования "Город Екатеринбург" и населенного пункта город Екатеринбург. Предприниматель Иванов А.А. считает ссылку управления на необходимость представления заявителем акта о переводе земельного участка из одной категории в другую необоснованной, поскольку изменение категории спорного земельного участка произведено в результате изменения границ населенного пункта город Екатеринбург, а не инициировано самим заявителем. Заявитель отмечает, что из содержания представленного администрацией картографического материала невозможно установить местоположение спорного земельного участка. По его мнению, заключением общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр земельного права" от 04.02.2011 подтверждается факт нахождения земельного участка в границах населенного пункта город Екатеринбург. Кроме того, заявитель указывает, что спорный земельный участок расположен в градостроительной зоне индивидуальной жилой застройки усадебного типа Ж-1, установленной Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург" (далее - Правила землепользования), утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48.
В возражениях на кассационную жалобу управление просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции, полагая необоснованными изложенные в ней доводы.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Иванову А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0513037:954, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, севернее с. Горный Щит, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.03.2010 серии 66АД N 169305, выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 24.02.2010 (л.д. 12, 13).
Предприниматель Иванов А.А. обратился в Управление Роснедвижимости по Свердловской области Федерального агентства кадастра объектов недвижимости с заявлением от 21.04.2010 о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра относительно категории земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:954 "земли населенных пунктов" вместо "земли сельскохозяйственного назначения", а также вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Правилами землепользования. К заявлению приложены копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 29.03.2010, а также справка Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбурга от 12.04.2010 об отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:954 к зоне индивидуальной жилой застройки усадебного типа (Ж-1).
Управлением Роснедвижимости по Свердловской области Федерального агентства кадастра объектов недвижимости принято решение от 29.04.2010 N 41/10-5013 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с непредставлением документов, необходимых для кадастрового учета изменений объекта недвижимости: декларации о выбранном виде разрешенного использования земельного участка, соответствующего градостроительному зонированию территории, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (л.д. 18).
В письме предприниматель Иванов А.А. указал, что он не является инициатором изменения категории спорного земельного участка, законом не предусмотрена обязанность направления собственником земельного участка информации об изменении его категории, документы поступают в орган кадастрового учета из государственных органов и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, предусмотренного ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (л.д. 19).
Отделом кадастрового учета управления принято решение от 29.07.2010 N 41/10-7916 об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с истечением срока извещения о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 29.04.2010 N 41/10-5013 (л.д. 21).
Предприниматель Иванов А.А., полагая, что отказ отдела кадастрового учета управления является незаконным и нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание установленные Законом Свердловской области от 12.10.2004 N 95-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования город Екатеринбург" (далее - Закон Свердловской области от 12.10.2004 N 95-ОЗ) и наделении его статусом городского округа" границы муниципального образования "Город Екатеринбург", сделал вывод о том, что изменение границ муниципального образования "Город Екатеринбург", в результате которого земельный участок Иванова А.А. вошел в городскую черту муниципального образования "Город Екатеринбург", в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ свидетельствует о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов".
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие в материалах дела доказательств осуществления перевода спорного земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" в установленном законом порядке. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 утвержден Генеральный план развития городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург" на период до 2025 года, которым предлагается границу городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург" совместить с городской чертой, между тем доказательств утверждения Генерального плана с новой городской чертой г. Екатеринбурга, совпадающей с границами городского округа, с проведением предусмотренных законом согласований с уполномоченными органами государственной власти в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции, делая вывод, что указанный земельный участок не включен в городскую черту г. Екатеринбурга, не дал оценки доводам предпринимателя Иванова А.А. о том, что Законом Свердловской области от 12.07.2007 N 85-ОЗ установлены границы муниципального образования "Город Екатеринбург" согласно описанию, содержащемуся в приложении N 47 к закону, постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2007 N 305-ПП согласовано изменение границ населенного пункта город Екатеринбург в составе муниципального образования "Город Екатеринбург".
Без оценки названных доводов выводы суда апелляционной инстанции не могли быть положены в основу принятого судебного акта.
В то же время оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона Свердловской области от 12.10.2004 N 95-ОЗ установлены границы муниципального образования город Екатеринбург согласно описанию (приложение N 1), отраженному на схематической карте.
Законом Свердловской области от 12.07.2007 N 85-ОЗ признана утратившей силу ст. 1 Закона Свердловской области от 12.10.2004 N 95-ОЗ, установлены границы муниципального образования "Город Екатеринбург" согласно описанию, отраженному на схематической карте (приложение N 47).
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31.12.2012 может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу ст. 9 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в п. 7, 13, 14, 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения (ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в обоснование оспариваемого отказа отдел кадастрового учета управления ссылался на непредставление документов, необходимых для кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в том числе какого-либо акта о переводе земель из одной категории в другую.
Состав лиц, имеющих право обратиться с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, порядок предоставления заявителем необходимых для этого документов и состав данных документов урегулированы ст. 20-22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Материалы дела не содержат доказательств того, что органами государственной власти или органами местного самоуправления направлены документы, подтверждающие факт установления или изменения границ города Екатеринбурга.
Представитель управления в судебном заседании суда кассационной инстанции также отрицал получение правового акта об установлении или изменении границ города Екатеринбурга.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сведений о том, что заявителем в органах государственной власти или органах местного самоуправления было получено подтверждение о направлении и получении управлением названной информации, в материалах дела также не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рамках настоящего дела заявлены требования о признании незаконным отказа отдела кадастрового учета управления в изменении категории спорного земельного участка на основании принятых правовых актов, которые должны были быть получены в порядке информационного обмена, то при неустановлении такого факта основания полагать, что данный орган не произвел указанные действия неправомерно, отсутствуют.
В связи с изложенным постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по делу N А60-28790/2010-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Андрея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в п. 7, 13, 14, 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения (ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
...
Состав лиц, имеющих право обратиться с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, порядок предоставления заявителем необходимых для этого документов и состав данных документов урегулированы ст. 20-22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2011 г. N Ф09-2062/11 по делу N А60-28790/2010