Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2011 г. N Ф09-2622/11
Екатеринбург
25 мая 2011 г. |
N Ф09-2622/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Маликовой Э.М., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2010 по делу N А47-2037/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - общество) - Кандыба Е.В. (доверенность от 21.01.2011).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к администрации об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 668 596 кв. м с кадастровым номером 56:43:0120015:64, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, Орское шоссе, 1а, на условиях представленного истцом проекта по выкупной цене 20 225 руб. 03 коп.
Определениями суда от 27.04.2010, 15.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом г. Орска (далее - комитет), федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Оренбургской области", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (далее - управление Роснедвижимости).
Определением суда от 03.08.2010 произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления Роснедвижимости на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2010 (судья Федорова Г.А.) иск удовлетворен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 (судьи Карпачева М.И., Баканов В.В., Богдановская Г.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Администрация указывает, что отсутствуют в материалах дела приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п) и письма управления Роснедвижимости от 24.06.2008 N 4-0680, от 28.05.2008 N 4-0568 о перерасчете кадастровой стоимости, на основании которых суды сделали вывод о применении удельного показателя кадастровой стоимости 1,21 руб./кв. м для 13 группы видов разрешенного использования. По мнению заявителя, суды не дали надлежащей оценки постановлению администрации от 11.03.2010 N 1804-п, которым было уточнено разрешенное использование спорного земельного участка, он отнесен к 9 группе видов разрешенного использования.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит судебные акты оставить без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением администрации от 23.06.1999 N 1027-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 22.06.2006 N 2250-р и постановлением главы г. Орска Оренбургской области от 06.08.2009 N 3608-п, обществу из производственной зоны земель населенных пунктов муниципального образования "город Орск"предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 668 596 кв. м с кадастровым номером 56:43:0120015:64, расположенный по адресу: г. Орск, Орское шоссе, 1а, для эксплуатации промплощадки Орской ТЭЦ-1.
Право постоянного (бессрочного) пользования общества на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56 АА N 735732.
Общество обратилось к главе г. Орска с заявлением от 22.05.2008 N 11-605 о выкупе земельных участков, в том числе названного.
После проведения землеустроительных работ с письмом от 24.07.2009 N 13-776 общество направило комитету кадастровый паспорт упомянутого земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту от 24.07.2009 N 5643/202/09-10176 сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г. Орск, Орское шоссе, 1а, внесены в государственный кадастр недвижимости 24.07.2007, данный земельный участок имеет площадь 668 596 кв. м, ему присвоен кадастровый номер 56:43:0120015:64, он относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации промлощадки Орской ТЭЦ-1, фактическое использование - производственная зона. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 809 001 руб. 16 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 1,21 руб./кв. м (графы 12, 13 кадастрового паспорта).
Постановлением главы г. Орска от 01.10.2009 N 4827-п было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества земельным участком с кадастровым номером 56:43:0120015:64, данный земельный участок предоставлен обществу в собственность за плату, комитету поручено заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка.
В письме от 16.11.2009 N 6758 комитет сообщил обществу о том, что заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:43:0120015:64 не представляется возможным, так как данный участок был оценен по 13 группе видов разрешенного использования земельных участков, что не соответствует фактическому использованию земельного участка, в соотвествии с которым земельный участок должен быть оценен по 10 группе видов разрешенного использования земельных участков.
Администрацией обществу направлено письмо от 31.12.2009 N 3210/р, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 56:43:0120015:64 должен быть оценен по 10 группе видов разрешенного использования земельных участков, в настоящее время кадастровая оценка по данному виду разрешенного использования не установлена, администрация намерена провести кадастровую оценку по данной группе и заключить договор купли-продажи земельного участка после утверждения ее результатов.
Общество повторно обратилось в заявлением от 28.01.2010 N 13-106 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:43:0120015:64 и оформлении договора-купли-продажи. К данному заявлению приложены необходимые документы и проект договора купли-продажи земельного участка.
В ответ на данное заявление в письме от 17.02.2010 N 13/05-1253 комитет сообщил, что проект договора купли-продажи земельного участка рассмотрен, не может быть заключен в связи с тем, что не подтверждены полномочия представителя общества; кроме того уточнены характеристики земельного участка с кадастровым номером 56:43:0120015:64, в том числе вид разрешенного использования, в связи с чем обществу необходимо получить кадастровый паспорт земельного участка с учетом изменений.
Обществом вновь направлен главе г. Орска проект договора купли-продажи земельного участка, в котором цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 56:43:0120015:64 определена на момент принятия органом местного самоуправления решения о выкупе в сумме 20 225 руб.03 коп. (от кадастровой стоимости участка 809 001 руб. 16 коп., указанной в государственном кадастре недвижимости), а также доверенность на лицо, подписавшее от имени общества проект договора (письмо от 02.06.2010 N 16-2299; т. 1, л. д. 52-56).
Отказ администрации заключить договор купли-продажи с условием о цене, предложенной обществом, послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд с иском по рассматриваемому делу
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о выкупе спорного земельного участка) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в данном пункте не может превышать их кадастровую стоимость (п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктом 10 Правил кадастровой оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 32.11.2007 N 414-п (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 11.04.2008 N 157-п) перерасчет кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади, кадастровый учет которых был проведен в период с 01.01.2007 по 01.01.2008, осуществляется с использованием удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных данным постановлением.
Как следует из п. 436 приложения N 2 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области" к названному постановлению, средний удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 56:43:0120015 по 9 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) составляет 1032,47 руб./кв. м, по 10 виду (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружения и объекты) - 0 руб./кв. м, по 13 виду (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов) - 1,21 руб./кв. м
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что по при внесении сведений о спорном земельном участке в государственный кадастр недвижимости 24.07.2007 его кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости для 9 вида разрешенного использования земельных участков, равного 1032,47 руб./кв. м, впоследствии произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0120015:64 с применением на основании постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 141-п удельного показателя кадастровой стоимости для 13 вида разрешенного использования земельный участков, равного 1,21 руб./кв. м, что нашло отражение в актах определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.06.2008, 21.07.2009, утвержденных территориальным отделом N 5 управления Роснедвижимости (т. 2, л. д. 57, 58).
Судами также установлено, что расчет цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 56:43:0120015:64 произведен обществом исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости на дату обращения общества с заявлением о выкупе.
Доказательства, свидетельствующие об отнесении названного земельного участка не к 13, а к иному виду разрешенного использования земельных участков либо о том, что при определении кадастровой стоимости этого земельного участка территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости допущена ошибка, администрацией в материалы дела не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды также правильно указали, что в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации цена выкупа земельного участка подлежит определению на момент обращения заинтересованного лица с заявлением о выкупе. Кроме того, на момент обращения общества в администрацию с заявлением о выкупе спорного земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка в собственность общества и рассмотрения настоящего спора сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не изменены, соответствуют сведениям, указанным в представленном обществом в администрацию кадастровом паспорте от 24.07.2009 N 5643/202/09-10176.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 56:43:0120015:64 определена обществом правильно, в соответствии с требованиями законодательства, и правомерно удовлетворили иск.
Доводы администрации о том, что суды основывали свои выводы на документах, отсутствующих в материалах дела, и оставили без оценки постановлению администрации от 11.03.2010 N 1804-п не нашли подтверждения при рассмотрении кассационной жалобы.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Оренбургской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2010 по делу N А47-2037/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из п. 436 приложения N 2 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области" к названному постановлению, средний удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 56:43:0120015 по 9 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) составляет 1032,47 руб./кв. м, по 10 виду (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружения и объекты) - 0 руб./кв. м, по 13 виду (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов) - 1,21 руб./кв. м
...
Суды также правильно указали, что в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации цена выкупа земельного участка подлежит определению на момент обращения заинтересованного лица с заявлением о выкупе. Кроме того, на момент обращения общества в администрацию с заявлением о выкупе спорного земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка в собственность общества и рассмотрения настоящего спора сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не изменены, соответствуют сведениям, указанным в представленном обществом в администрацию кадастровом паспорте от 24.07.2009 N 5643/202/09-10176.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2010 по делу N А47-2037/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2011 г. N Ф09-2622/11 по делу N А47-2037/2010