Екатеринбург |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А50-7370/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (ОГРН 1035900096462, ИНН 5902192934; далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.07.2014 по делу N А50-7370/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1096317004871, ИНН 6317079770; далее - управление, административный орган) представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя управления. Ходатайство судом удовлетворено.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным инспекторского предписания управления от 07.04.2014 N 6 ПР-07 АВ/14 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта и связи Пермского края.
Решением суда первой инстанции от 11.07.2014 (судья Трефилова Е.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы полагает, что учреждение не является субъектом транспортной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности).
Кроме того, по мнению учреждения, судами не учтены юридически значимые обстоятельства дела, а именно факт проведения работ по оценке уязвимости мостов, в том числе и моста через р. Чусовая, км 23,388 на автодороге "Пермь-Березники", в соответствии с государственным заданием, утвержденным приказом Министерства транспорта Пермского края от 18.12.2013 N СЭД-44-01-05-252, в пределах финансирования из бюджета Пермского края.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что оспариваемое предписание управления нарушает права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как п. 1, 2 предписания возлагают на него обязанности, не основанные на законе, п. 3 названного предписания устанавливает срок, не соответствующий государственному заданию и выделяемому финансированию.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 4, 5, 10 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты и другие обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Федеральным законом N 16-ФЗ и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение ст. 8 Федерального закона N 16-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования), которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (п. 2 раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности).
Требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры (п. 4 раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности).
В соответствии с п. 5.1-5.2 раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; назначить на каждом объекте транспортной инфраструктуры первой, второй или третьей категории должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В силу п. 5.7 раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Пермского края от 17.02.2011 N 84-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, в числе которых автомобильная дорога Пермь-Березники 022+636+036+430, 046+470-128+062 протяженностью 95,386 км, инвентарный N 13735, лит. Са, адрес объекта: Пермский край, Добрянский район (идентификационный номер - 57 ОП РЗ 57К-0002), право собственности на которую принадлежит субъекту Российской Федерации - Пермскому краю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.03.2012 N 59-БГ 345009.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей управлениями центрального аппарата и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2014 год, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, управлением в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением на объекте "Мост через р. Чусовая, км 23,388" на автодороге Пермь-Березники требований нормативно-правовых актов в части обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проведения проверки управлением установлено, что объект транспортной инфраструктуры "Мост через р. Чусовая, км 23,388" расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального (межмуниципального) значения "Пермь-Березники 022+636-036+430, 046+470-128+062" (идентификационный номер дороги - 57 ОП РЗ 57К-0002).
Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) названному объекту транспортной инфраструктуры присвоена первая категория с внесением в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, реестровый номер - ДХА0014959.
Уведомление Федерального дорожного агентства от 23.05.2012 N 10-29/7182 о присвоении категорий искусственным дорожным сооружениям, включая объект транспортной инфраструктуры "Мост через р. Чусовая, км 23,388 на автодороге Пермь-Березники", и внесении их в Реестр получено учреждением 01.06.2012.
Исходя из изложенного управление пришло к выводу о том, что балансодержателем объекта транспортной инфраструктуры "Мост через р. Чусовая, км 23,388 на автодороге Пермь-Березники" является учреждение, то есть учреждение является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого в соответствии с законодательством возложено обеспечение транспортной безопасности на указанном объекте транспортной инфраструктуры.
Также при проверке было установлено, что договор со специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности на проведение оценки уязвимости, заключение Федерального дорожного агентства об утверждении результатов оценки уязвимости, иные документально подтвержденные сведения о проведении оценки уязвимости и утверждении в установленном порядке результатов оценки уязвимости названного объекта транспортной инфраструктуры отсутствуют (не представлены).
Кроме того, управлением выявлено, что в соответствии с графиком, подписанным руководителем учреждения и согласованным Министром транспорта и связи Пермского края, проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры запланировано на 2014 год; приказы (иные документально подтвержденные сведения) о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры - учреждении, а также на объекте транспортной инфраструктуры первой категории "Мост через р. Чусовая, км 23,388 на автодороге Пермь-Березники", отсутствуют (не представлены).
Установленные при проверке обстоятельства были расценены управлением как нарушения учреждением обязательных требований: не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры - учреждении, чем нарушены п. 3, 4, 5.1 Раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности; не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры первой категории "Мост через р. Чусовая, км 23,388 на автодороге Пермь-Березники", чем нарушены п. 3, 4, 5.2 Раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности; не обеспечено проведение оценки уязвимости и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Мост через р. Чусовая, км 23,388 на автодороге Пермь-Березники", чем нарушены п. 3, 4, 5.7 Раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Нарушения отражены в акте проверки от 07.04.2014 N ПР-12 АВ/14, с целью их устранения учреждению выдано инспекторское предписание от 07.04.2014 N 6 ПР-07 АВ/14, которым в срок до 07.07.2014 предписано: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры - учреждении (п. 3, 4, 5.1 Раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности); назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры первой категории "Мост через р. Чусовая, км 23,388 на автодороге Пермь-Березники", реестровый номер - ДХА0014959 (п. 3, 4, 5.2 Раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности); обеспечить проведение оценки уязвимости и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Мост через р. Чусовая, км 23,388 на автодороге Пермь-Березники" (п. 3, 4, 5.7 Раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности).
При рассмотрении настоящего дела суды выявили, что на основании приказа Департамента имущественных отношений Пермской области от 08.06.2004 N 304-по названная автомобильная дорога закреплена на праве оперативного управления за учреждением, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 21.03.2012 N 59-БГ 345008.
Исходя из изложенного, учитывая, что объект транспортной инфраструктуры "Мост через р. Чусовая, км 23,388" расположен на автомобильной дороге Пермь-Березники 022+636-036+430, 046+470-128+062, и руководствуясь ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ, суды заключили, что учреждение является субъектом транспортной инфраструктуры, в связи с чем на него возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности на указанном объекте транспортной инфраструктуры.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств суды признали доказанными отражённые в акте проверки факты не выполнения учреждением требований п. 5.1, 5.2 раздела 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности и не обеспечения учреждением проведения оценки уязвимости и утверждения результатов оценки уязвимости спорного объекта транспортной инфраструктуры в срок до 01.09.2012, вследствие чего заключили, что оспариваемое предписание выдано управлением правомерно.
Судами определено, что оспариваемое предписание управления является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии у управления оснований для выдачи учреждению оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований учреждения.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы учреждения, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.07.2014 по делу N А50-7370/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края - без удовлетворения.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 01.10.2014 N 616255.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.