Екатеринбург |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А50-9103/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Токмаковой А. Н., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее - фонд, учреждение, Управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2014 по делу N А50-9103/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Пентальфа" (далее - общество) - Федюкова Г.Ю. (доверенность от 01.09.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения фонда от 07.02.2014 N 101 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 109 703 руб.
Решением суда 01.07.2014 (судья Катаева М.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В. Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доказанность создания обществом искусственной ситуации для необоснованного получения средств из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как установлено судами, по результатам выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Фондом составлен акт проверки от 25.12.2013 N 2566 и принято решение от 07.02.2014 N 101 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Указанным решением обществу частично выделены средства на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 380 684 руб., и отказано в выделении средств на возмещение расходов по выплате ежемесячного пособия Струговой Е.Д. в сумме 109 703 руб.
Общество, не согласившись с решением фонда в части отказа в выделении средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия для этого правовых оснований.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем Фонд в соответствии со ст. 11 Закона N 165-ФЗ обязан своевременно выплатить страховое возмещение.
В силу ст. 12 настоящего закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Статьей 64 Кодекса прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость при приеме на работу уже беременной работницы.
В силу ст. 132 и 135 Кодекса установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
В п. 1 ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом (работодатель) и Струговой Е.Д. (работник) заключен трудовой договор от 01.01.2010, по условиям которого работник принят на должность менеджера по персоналу с окладом в размере 30 500 руб. Оплата труда Струговой Е.Д. производилась обществом в соответствии с трудовым договором и штатным расписанием. В связи с рождением ребенка Струговой Е.Д. по ее заявлению на период с 01.02.2011 по 24.05.2012 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Указанному работнику начислено и выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 13 833 руб. 33 коп.
Судами обоснованно отмечено, что отсутствие у Струговой Е.Д. высшего образования, не свидетельствует о создании схемы направленной на необоснованное получение денежные средств за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, так как должной инструкцией менеджера по персоналу не предусматривается наличие высшего образования и опыта работы.
Доказательств отсутствия в 2010 году у общества экономической необходимости в должности менеджера по персоналу, Фондом не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Управлением не доказано наличие в действиях общества злоупотребления правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования.
Таким образом, суды обоснованно признали, что обществом соблюдены условия, необходимые для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию, представлены достаточные доказательства наличия реальных трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, обоснованности выплаты пособия и правомерности требований его возмещения.
Судами также правильно указано, что признание недействительным решения фонда от 07.02.2014 N 101 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 109 703 руб., влечет недействительность решения фонда от 07.02.2014 N 134 в части выводов касающихся спорной суммы и достаточно для восстановления прав и законных интересов лица.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2014 по делу N А50-9103/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.