Екатеринбург |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А50-5056/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Поротниковой Е.А., Токмаковой А.Н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "Лысьвенский городской округ" в лице Финансового управления администрации города Лысьва (далее - муниципальное образование, управление, ответчик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2014 по делу N А50-5056/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального образования - Маринец М.В. (доверенность от 18.04.2014 N 5);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) - Баева Е.В. (доверенность от 24.02.2014 N 03-2-01/01705).
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования " Лысьвенский муниципальный район" в лице Финансового управления администрации города Лысьва задолженности Муниципального автономного учреждения Лысьвенского муниципального района "Гортеплоэнерго" (далее - автономное учреждение) по налоговым платежам, пени, санкциям в сумме 32 094 313 руб. 95 коп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Лысьва; автономное учреждение.
Определением суда по настоящему делу от 03.06.2014 произведена замена Муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" в лице Финансового управления Администрации города Лысьвы на его правопреемника - управление. Данным определением также заменено третье лицо Администрация Лысьвенского городского поселения на Администрацию города Лысьвы (далее - администрация).
Решением суда от 17.06.2014 (судья Власова О.Г.) иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неприменение судами положений ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.5 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Управление полагает, что в силу прямого указания гражданского законодательства собственники ликвидируемого автономного учреждения не несут субсидиарную ответственность по долгам последнего.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2011 по делу N 25288/2010, от 03.05.2011 по делу N А50-47/2011, от 26.08.2011 по делу N А50-6661/2011, от 06.10.2011 по делу N А50-11173/2011, от 02.11.2011 по делу N А50-15165/2011, от 15.02.2011 по делу N А50-20571/2011, от 20.02.2012 по делу N А50-23839/2012, от 26.06.2012 по делу N А50-7698/2012, от 11.09.2012 по делу N А50-12100/2012 с автономного учреждения взыскана задолженность по налоговым платежам, пеням и санкциям в общем размере в сумме 32 094 313 руб. 95 коп.
Земским собранием Муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края 22.02.2011 принято решение о ликвидации автономного учреждения (постановление от 17.03.2011 N 406-па).
Постановлением администрации от 17.03.2011N 411-па "Об изъятии муниципального имущества с баланса автономного учреждения в муниципальную казну" муниципальное недвижимое и особо ценное имущество автономного учреждения изъято в муниципальную казну.
В связи с уведомлением инспекции о ликвидации автономного учреждения налоговым органом 29.03.2011 в адрес председателя ликвидационной комиссии автономного учреждения направлено требование о включении в ликвидационный баланс спорной задолженности по налоговым платежам.
Решением инспекции от 05.07.2011 автономному учреждению отказано в заявлении от 28.06.2011 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку у последнего установлено наличие задолженности по налогам и сборам в сумме 33 998 954,04 руб., по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 565 605,29 руб.
В связи с отсутствием погашения имеющейся задолженности по налогам и сборам, а также недостаточности общей суммы активов автономного учреждения для ее погашения, налоговый орган обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества учреждения на основании п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды, удовлетворяя требования истца, пришли к выводу о наличии у собственника имущества автономного учреждения субсидиарной ответственности по долгам учреждения при его ликвидации.
Данный вывод соответствует положениям ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации, а также п.6 ст.64 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Как видно из материалов дела, размер и наличие задолженности автономного учреждения не оспаривается ответчиком, налоговый орган обратился с требованием о взыскании данной суммы не в общем порядке, предусмотренном ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а на основании п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащего применению в ходе процедуры ликвидации учреждения, соответственно выводы судов о наличии правовых отношений для применения субсидиарной ответственности собственника учреждения являются правомерными.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2014 по делу N А50-5056/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального образования "Лысьвенский городской округ" в лице Финансового управления администрации города Лысьва - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.