Екатеринбург |
|
15 мая 2006 г. |
Дело N Ф09-3726/06-С1 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Варламовой Т.В.,
судей Поротниковой Е.А., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 22.12.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.02.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-50735/05.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя Прохорова О.В. (доверенность от 11.01.2006 N 001-13/16).
Представители заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Государственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Уфа" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции о возврате ошибочно уплаченных сумм страховых взносов.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2005 (резолютивная часть от 15.12.2005; судья Чаплиц М.А.) заявленные требования удовлетворены, на инспекцию возложена обязанность возвратить 205 139 руб. учреждению.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2006 (судьи Новикова Л.В., Чернышова С.Л., Боброва С.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, вынести новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами названных ею норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.04.2005 учреждение обратилось в инспекцию с письмом о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов в 2004 г.
В письмах от 21.04.2005 N 002-05/9271 инспекция отказала в возврате названных страховых взносов на том основании, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Считая отказ инспекции в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов неправомерным, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Возлагая на инспекцию обязанность вернуть учреждению страховые взносы в сумме 205 139 руб., суды исходили из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату подлежат и платежи во внебюджетные фонды.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у учреждения имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 205 139 руб., за возвратом которой оно обратилось в инспекцию.
Факт излишней уплаты учреждением страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
Таким образом, предъявленные к инспекции требования учреждения по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 78 Кодекса правомерны.
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Фактические обстоятельства дела судом кассационной инстанции не переоцениваются в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного названные судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 22.12.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.02.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-50735/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Уфы Республики Башкортостан- без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Варламова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
...
Факт излишней уплаты учреждением страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
Таким образом, предъявленные к инспекции требования учреждения по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 78 Кодекса правомерны."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2006 г. N Ф09-3726/06 по делу N А07-50735/2005
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3726/06