14 июня 2011 г. |
N Ф09-3354/11-С1 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Лимонова И.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ирида" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2011 по делу N А71-13925/2010 А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Вятском регионе (далее - отделение) от 24.11.2010 N 11-10-381/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 10.02.2011 (судья Симонов В.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 (судьи Осипова С.П., Ясикова Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на малозначительность совершенного им правонарушения. Заявитель кассационной жалобы указывает на ошибочность выводов судов о длящемся характере правонарушения, выразившегося в необеспечении доступа к информации в форме годовых отчетов за 2007, 2008 г. и годовой бухгалтерской отчетности за 2007, 2008 г. Кроме того, общество указывает на то, что им совершено необеспечение доступа на странице в сети Интернет, в то время как ему вменяется ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, т.е. в действиях общества отсутствуют признаки объективной стороны вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, отделением проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации о раскрытии информации на рынке ценных бумаг в сети Интернет (www.iridaoao.narod2.ru).
В ходе проверки отделением выявлено нарушение п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), п. 1.4, 1.6, 1.9, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.2.4, 8.2.5, 8.5.5, 8.7, 8.7.1, 8.7.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), а именно: общество не обеспечило раскрытие информации на странице в сети Интернет в форме годовых отчетов общества за 2007 г., 2008 г., 2009 г.; в форме банковских реквизитов расчетного счета (счетов) общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9 Положения; не обеспечило доступ на странице сети Интернет к тексту Устава общества со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями; не обеспечило раскрытие информации на странице в сети Интернет в форме годовой бухгалтерской отчетности общества за 2007 г., не обеспечило доступ к годовой бухгалтерской отчетности общества за 2008, 2009 г., соответствующей требованиям законодательства, а именно: 1) в составе годовой бухгалтерской отчетности общества за 2008 г. отсутствуют: приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные ненормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г., пояснительная записка; 2) в составе годовой бухгалтерской отчетности общества за 2009 г. отсутствуют: приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные ненормативными актами Российской Федерации, пояснительная записка; общество не обеспечило раскрытие информации в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и представляемом информационным агентством (лента новостей) в форме сообщения о размещении на странице в сети Интернет текстов списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 4 квартала 2009 г. и 1, 2, 3 кварталов 2010 г.; годового отчета и бухгалтерской отчетности за 2009 г. Указанная информация по состоянию на 06.10.2010 не доступна.
Отделением 06.10.2010 составлен акт о неисполнении обществом обязанности по размещению информации и вынесено предписание от 11.10.2010 об устранении выявленных нарушений в срок до 16.11.2010 г. (л.д. 46).
По фактам выявленных правонарушений отделением составлен протокол от 10.11.2010 N 11-10-387/пр-ап об административном правонарушении и вынесено постановление от 24.11.2010 N 11-10-381/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 700 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении административным органом процессуальных требований при привлечении общества к административной ответственности и отсутствии оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 2 ст. 15.19 Кодекса нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа.
На основании п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ открытое общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Порядок раскрытия информации установлен Положением.
В соответствии с п. 1.6 Положения вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
На основании п. 8.2.4 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
В соответствии с п. 8.3.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.
Пунктом 8.3.3 Положения предусмотрено, что годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.
Согласно п. 8.3.5 Положения в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В силу п. 8.2.5, 8.3.6 Положения тексты годового отчета акционерного общества, годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должны быть доступны на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Раскрытие информации, предусмотренной п. 8.7.1 Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем ее опубликования в ленте новостей не позднее 1 дня с момента наступления соответствующего события.
Как следует из п. 1.9 Положения банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в данном пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.
Пунктами 8.4.1, 8.4.2 Положения определено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. Акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты, определенной в соответствии с п. 8.1.2 данного Положения. В случае внесения изменений и/или дополнений в устав акционерного общества (принятия устава акционерного общества в новой редакции) текст устава с внесенными изменениями и/или дополнениями (текст новой редакции устава) должен быть опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации таких изменений и/или дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и/или дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа - не позднее 2 дней с даты такого уведомления. Текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице в сети Интернет до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения судами установлен и материалами дела подтвержден.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по контролю за сроками и содержанием информации, размещаемой на сайте, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что им совершено правонарушение, выразившееся в несвоевременном опубликовании информации на странице в сети Интернет, а не в неисполнении обязанности по обеспечению доступа в сети Интернет, которое не является длящимся, в связи с чем срок давности привлечения его к административной ответственности за неопубликование в установленный срок в сети Интернет годовых отчетов за 2007, 2008 г. и годовой бухгалтерской отчетности за 2007, 2008 г., истек на момент вынесения оспариваемого постановления, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя несколько самостоятельных требований, а именно: 1) требование разместить в установленный срок в сети Интернет сведения, определенные ч. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, Положением; 2) требование обеспечить доступ к указанным сведениям. Каждое из требований является самостоятельным и обязательным к исполнению, а не производным одно от другого. Невыполнение каждого из требований самостоятельно образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодексом. При этом причины, по которым доступ к информации в сети Интернет не был обеспечен (неопубликование информации), не имеют значения для установления объективной стороны правонарушения, квалифицируемого по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Вместе с тем неразмещение в сети Интернет сведений, предусмотренных вышеуказанным Положением, может являться способом совершения правонарушения, выразившегося в необеспечении доступа к подлежащей раскрытию информации.
В связи с этим необеспечение доступа к сведениям, обязанность по раскрытию которых предусмотрена законодательством, может служить основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса и при неустановлении факта размещения таких сведений в сети Интернет.
Иной подход к разрешению данного вопроса влечет необоснованное освобождение от ответственности лиц, не выполнивших обязательные для исполнения требования и по размещению информации, и по обеспечению доступа к ней.
Из оспариваемого постановления следует и судами установлено, что общество привлечено к административной ответственности за невыполнение обязанности по обеспечению доступа в сети Интернет к указанной выше информации.
Неисполнение обязанности по обеспечению доступа к сведениям, указанным в Положении, в течение определенного нормами права периода времени является длящимся правонарушением, поскольку продолжается в течение всего периода, в течение которого доступ к сведениям должен быть обеспечен, но фактически эта обязанность обществом не выполняется.
Срок давности для привлечения к административной ответственности в этом случае в силу ст. 4.5 Кодекса исчисляется со дня его обнаружения, то есть с 06.10.2010, оспариваемое постановление вынесено административным органом 24.11.2010, следовательно, постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено отделением в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Учитывая, что неразмещение необходимой информации в сети Интернет имело место в 2007-2009 г. и продолжалось в 2010 г., то есть после вступления в силу новой редакции ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Суд кассационной инстанции считает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о невозможности квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного, поскольку совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг и нарушает установленный законодательством принцип информационной прозрачности функционирования данного рынка, в то время как соблюдение указанного принципа является гарантией защиты прав владельцев ценных бумаг, и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то есть всех потенциальных владельцев ценных бумаг.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в ненадлежащем отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В соответствии с п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлены обстоятельства, которые позволили бы признать совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2011 по делу N А71-13925/2010 А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ирида" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Срок давности для привлечения к административной ответственности в этом случае в силу ст. 4.5 Кодекса исчисляется со дня его обнаружения, то есть с 06.10.2010, оспариваемое постановление вынесено административным органом 24.11.2010, следовательно, постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено отделением в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Учитывая, что неразмещение необходимой информации в сети Интернет имело место в 2007-2009 г. и продолжалось в 2010 г., то есть после вступления в силу новой редакции ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
...
В соответствии с п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
...
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2011 по делу N А71-13925/2010 А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ирида" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 июня 2011 г. N Ф09-3354/11 по делу N А71-13925/2010