Екатеринбург |
|
11 апреля 2007 г. |
Дело N А76-14872/06 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 28.09.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.01.2007 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-14872/06.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Якимцева Я.В. (доверенность от 25.01.2007 N 05-27/1513).
Представители открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Челиндбанк" (далее - банк), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий банка, выразившихся в возврате инкассового поручения от 28.06.2006 N 31143, и просила обязать банк его исполнить.
Решением суда первой инстанции от 28.09.2006 (резолютивная часть от 25.09.2006; судья Щукина Г.С.) в удовлетворении заявленных требований инспекции отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.01.2007 (резолютивная часть от 25.12.2006; судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем Заболотневой Надеждой Юрьевной (далее - предприниматель) требования налогового органа от 17.05.2006 N 9155 об уплате штрафа в сумме 508 руб. 05 коп. инспекцией принято решение от 28.06.2006 о взыскании данной суммы за счет денежных средств предпринимателя, находящихся на счетах в банках, в банк направлено инкассовое поручение от 28.06.2006 N 31143.
Банк возвратил указанное инкассовое поручение без исполнения, ссылаясь на ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и исходя из того, что взыскание налоговых санкций должно осуществляться службой судебных приставов.
Полагая, что возврат инкассового поручения от 28.06.2006 N 31143 произведен незаконно, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий банка, выразившихся в возврате инкассового поручения от 28.06.2006 N 31143, и просил обязать банк его исполнить.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований инспекции, руководствуясь тем, что в силу ст. 103.1 Кодекса принудительное исполнение решения инспекции о взыскании налоговых санкций в данном случае должно производиться в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дело об оспаривании инспекцией действий банка не связано с предпринимательской и иной экономической деятельностью, спор между сторонами возник в результате осуществления инспекцией властно-распорядительных полномочий в сфере налоговых правоотношений.
Таким образом, дело по заявлению инспекции о признании незаконными действий банка, выразившихся в возврате инкассового поручения от 28.06.2006 N 31143, и обязании банка его исполнить не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу подп. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Неправильное применение судами норм процессуального права привело к принятию неправильного решения и постановления, что является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 28.09.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 25.12.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-14872/06 отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Банк возвратил указанное инкассовое поручение без исполнения, ссылаясь на ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и исходя из того, что взыскание налоговых санкций должно осуществляться службой судебных приставов.
...
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований инспекции, руководствуясь тем, что в силу ст. 103.1 Кодекса принудительное исполнение решения инспекции о взыскании налоговых санкций в данном случае должно производиться в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2007 г. N Ф09-2406/07 по делу N А76-14872/2006
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2406/07