20 июня 2011 г. |
N Ф09-3335/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистик-инвест" (ИНН 6659178999, ОГРН 1086659014936; далее - общество "Логистик-инвест") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2010 по делу N А60-17493/10-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление государственной регистрации) - Левит А.М. (доверенность от 20.12.2010 N 08-18/1405);
федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - Федеральный кадастровый центр "Земля") - Черешова С.В. (доверенность от 13.06.2011 N 31);
общества "Логистик-инвест" - Гоманович А.А. (доверенность от 21.06.2010).
Поступившее 14.06.2011 в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Екатеринбурга (далее - инспекция) ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Логистик-инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (далее - Управление Роснедвижимости) в рамках организации проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Свердловской области, результаты которой закреплены в постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП (далее - постановление от 19.12.2008 N 1347-ПП), выразившиеся в представлении в Правительство Свердловской области результатов указанной государственной оценки земель на утверждение, в части представления в составе этих результатов сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005 площадью 6402 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Монтажников, 30, принадлежащего на праве собственности обществу "Логистик-инвест", в размере 117 665 316 руб. Заявитель также просит признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (далее - Земельная кадастровая палата) по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу "Логистик-инвест", в размере 117 665 316 руб. (с учетом принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения заявленных требований).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2010 произведена замена Управления Роснедвижимости на Управление государственной регистрации, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Земельная кадастровая палата.
Определениями Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2010, 05.07.2010, 22.07.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены инспекция, администрация города Екатеринбурга (далее - администрация), Правительство Свердловской области, Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2010 (судья Сабирова М.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Логистик-инвест" просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, неприменение подлежащих применению п. 1, 5, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, п. 3, 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Регламент), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что судами не принято во внимание то обстоятельство, что кадастровая стоимость спорного земельного участка (117 665 316 руб.), установленная с 01.01.2009, превышает рыночную (2 476 052 руб. на апрель 2008 года) более чем в 47 раз. Общество "Логистик-инвест" указывает на недостоверность результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением от 19.12.2008 N 1347-ПП. По его мнению, незаконность действий Управления Роснедвижимости по представлению на утверждение Правительства Свердловской области недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка свидетельствует о незаконности действий Земельной кадастровой палаты по внесению этих сведений в государственный кадастр недвижимости, при этом формальное соблюдение процедуры внесения сведений в государственный земельный кадастр для оценки законности действий Земельной кадастровой палаты значения не имеет.
В возражениях на кассационную жалобу Федеральный кадастровый центр "Земля" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, указывая на необоснованность изложенных в кассационной жалобе доводов.
Как установлено судами, общество "Логистик-инвест" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005 площадью 6402 кв. м, с разрешенным использованием - земли общественно-деловой застройки (для общественно-деловых целей), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Монтажников, 30, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.10.2008 серии 66 АГ N 451553 (т. 1, л.д. 14).
Общество "Логистик-инвест", ссылаясь на то, что по состоянию на 2008 год кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 20 332 368 руб., из решения инспекции от 30.11.2009 N 2919 ему стало известно о том, что с 01.01.2009 кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 117 665 316 руб., обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости, выразившиеся в представлении на утверждение в Правительство Свердловской области результатов государственной оценки земель, результаты которой закреплены в постановлении от 19.12.2008 N 1347-ПП, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, а также действий Земельной кадастровой палаты по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 117 665 316 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу п. 1-4,10 Правил (в редакции, действовавшей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 2.1, 2.1.2 Методических указаний в целях проведения государственной кадастровой оценки земель формируется Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов. Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.
Обязанность по осуществлению кадастрового учета в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка установлена ч. 5 ст. 4, ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Как установлено судами, согласно кадастровой выписке от 27.01.2009 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0204001:0005 поставлен на кадастровый учет 30.12.2002 (т. 2, л.д. 46). Первоначально кадастровая стоимость указанного участка была определена в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2002 N 1370-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области" (т. 1, л.д. 175).
На территории Свердловской области в течение 2007-2008 годов проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением от 19.12.2008 N 1347-ПП, вступившим в силу с 01.01.2009 и подлежащим применению с 01.01.2009, в том числе утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка. Согласно указанному документу кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005 площадью 6402 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Монтажников, 30, принадлежащего на праве собственности обществу "Логистик-инвест", установлена в размере 117 665 316 руб. На основании принятого территориальным отделом N 15 Управления Роснедвижимости решения от 13.01.2009 N 41/09-235 "Об осуществлении учета изменений характеристик земельных участков" кадастровая стоимость земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая, что в отношении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, составленного Федеральным кадастровым центром "Земля", Управлением государственной регистрации проведена проверка на соответствие условиям технического задания и на соответствие Методическим указаниям, по результатам которой принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям и действующему законодательству Российской Федерации, суды сделали вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005 в государственный кадастр недвижимости внесена в соответствии с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о недостоверности оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка не может быть принят, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением от 19.12.2008 N 1347-ПП, которое в установленном законом порядке не оспорено и недействующим не признано.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 руб.
Поскольку обществом "Логистик-инвест" при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., заявителю кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по чеку-ордеру от 03.05.2011 государственная пошлина в сумме 1000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2010 по делу N А60-17493/10-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистик-инвест" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Логистик-инвест" из федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 03.05.2011, находящемуся в материалах дела.
Председательствующий |
Т.В.Сулейменова |
Судьи |
В.А.Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На территории Свердловской области в течение 2007-2008 годов проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением от 19.12.2008 N 1347-ПП, вступившим в силу с 01.01.2009 и подлежащим применению с 01.01.2009, в том числе утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка. Согласно указанному документу кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005 площадью 6402 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Монтажников, 30, принадлежащего на праве собственности обществу "Логистик-инвест", установлена в размере 117 665 316 руб. На основании принятого территориальным отделом N 15 Управления Роснедвижимости решения от 13.01.2009 N 41/09-235 "Об осуществлении учета изменений характеристик земельных участков" кадастровая стоимость земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая, что в отношении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, составленного Федеральным кадастровым центром "Земля", Управлением государственной регистрации проведена проверка на соответствие условиям технического задания и на соответствие Методическим указаниям, по результатам которой принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям и действующему законодательству Российской Федерации, суды сделали вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204001:0005 в государственный кадастр недвижимости внесена в соответствии с нормами действующего законодательства.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о недостоверности оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка не может быть принят, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением от 19.12.2008 N 1347-ПП, которое в установленном законом порядке не оспорено и недействующим не признано."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2011 г. N Ф09-3335/11 по делу N А60-17493/2010