Екатеринбург |
|
19 сентября 2006 г. |
Дело N Ф09-8338/06-С2 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Слюняевой Л.В., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 25.04.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.06.2006 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-3100/06.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 16.06.2005 N 2193 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 565 960 руб., заявленного предприятием к возмещению из бюджета при представлении налоговому органу уточненной налоговой декларации за январь 2004 г., и доначислении налога за указанный налоговый период в сумме 179 061 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2006 (судья Кетова А.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2006 (судьи Гулякова Г.Н., Савельева Н.М., Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки выявлены факты занижения налоговой базы по НДС за январь 2004 г. на суммы дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением предприятием государственных регулируемых цен при реализации населению коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе при реализации указанных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам. По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 16.06.2005 N 2193 об отказе в возмещении из бюджета заявленной суммы налога и доначислении налога к уплате в бюджет.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды обеих инстанций пришли к выводу, что полученные предприятием целевые бюджетные средства не должны включаться в налоговую базу по НДС.
Выводы судов обеих инстанций являются правильными и соответствуют материалам дела.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен ст. 153-162 Кодекса.
Положениями п. 2 ст. 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Пунктом 13 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно положениям подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что отмеченные выше дотации получены предприятием из местного бюджета в рамках целевого финансирования, направленного на погашение расходов предприятия, связанных с реализацией населению коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда по государственным регулируемым ценам, установленным на основании тарифов, разработанных в размерах, не достигающих себестоимости указанных услуг, и утверждённых нормативным актом, принятым Администрацией г. Чайковского Пермского края.
Таким образом, полученные предприятием из бюджета денежные средства не были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому не подлежали включению в налоговую базу по НДС.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительным оспариваемое решение инспекции.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку их выводов, основания для которой в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 25.04.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.06.2006 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-3100/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Л.В. Слюняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2006 г. N Ф09-8338/06 по делу N А50-3100/2006
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8338/06