Екатеринбург |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А76-18230/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц- связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (ИНН: 7404008223; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2014 по делу N А76-2528/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель инспекции - Исаков К.В. (доверенность от 12.01.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Южноуральск-Лада" (ИНН: 7424021046, ОГРН: 1037401401564; далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 04.07.2013 N 13613 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 27.06.2014 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 04.07.2013 N 13613 признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 (судьи Иванова Н.А., Бояршинова Е.В., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Инспекция считает, что налоговая база по НДС в момент продажи нового автомобиля со скидкой взамен утилизированного будет равна той сумме, которую заплатит бывший владелец утилизированного автомобиля, то есть ее фактической стоимости без учета получаемых субсидий, вместе с тем, субсидии в виде части доходов от реализации новых автомобилей со скидкой непосредственно связаны с оплатой реализованных товаров, поэтому как объект налогообложения облагаются налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), то есть при их фактическом получении.
По мнению инспекции, судами ошибочно применены положения п. 2 ст. 154 Кодекса, согласно которым суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении НДС не учитываются.
Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2011 г., по результатам которой составлен акт от 05.06.2013 N 10103 и вынесены решения от 04.07.2013 N 13613, N 436 согласно которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату НДС за III квартал 2011 г. в виде взыскания штрафа в сумме 300 144 руб.; ему доначислен НДС за III квартал 2011 г. в сумме 1 500 720 руб., уменьшена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета за III квартал 2011 г. в сумме 1 778 941 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 16.09.2013 N 16-07/002166@ оспариваемые решения инспекции утверждены.
Основанием для доначисления НДС послужили выводы инспекции о неправомерном занижении обществом налогооблагаемой базы по НДС, так как при реализации автомобилей в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств" общество "Южноуральск - Лада" обязано было руководствоваться подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса и включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий, предоставляемых в соответствии с указанным постановлением, как средства, связанные с оплатой реализуемых автомобилей.
Полагая, что вынесенное инспекцией решение от 04.07.2013 N 13613 нарушает его законные права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что субсидии направлялись налогоплательщику на возмещение потерь в его доходах как торговой организации при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию; при разрешении спора следует руководствоваться положениями п. 2 ст. 154 Кодекса; спорные суммы не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС как направляемые бюджетом в связи с применением налогоплательщиком льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 Кодекса).
В силу подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В п. 2 ст. 154 Кодекса установлено правило, согласно которому не подлежат обложению НДС суммы субсидий, полученных в связи с потерями от реализации товаров (работ, услуг) при предоставлении льгот отдельным категориям покупателей. При этом цель (экономическая, политическая или социальная), которую преследуют государство и законодатель в каждом конкретном случае при наделении таких граждан правами на льготы или скидки, не носит определяющего характера.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, в том числе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судами установлено, что общество состоит на налоговом учете по месту регистрации, является плательщиком НДС, осуществляет продажу новых автотранспортных средств на основании договора с производителем - открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ".
В период c 2010 г. по 2011 г. налогоплательщиком получались субсидии из бюджета, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств".
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации определялось, что в рамках проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию при продаже организациями - автодилерами автомобилей со скидкой в 50 000 руб. последним из федерального бюджета возмещались недополученные из-за предоставленной скидки доходы путем перечисления субсидии.
Постановлением от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств" утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию (далее - Правила).
Порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой в размере 50 000 руб. физическим лицам, сдавшим на утилизацию в 2010-2011 гг. вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство, возраст которого составляет более 10 лет, установлены п. 1, 2 Правил.
Субсидии предоставляются торговым организациям ежеквартально в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на соответствующие цели.
Налогоплательщиком при осуществлении деятельности по продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой в размере 50 000 руб. физическим лицам, сдавшим на утилизацию в 2010 - 2011 гг. вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство, возраст которого составляет более 10 лет, денежные средства, полученные из федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 и в порядке, установленном Правилами, не включались в налогооблагаемую базу по НДС, которая определялась налогоплательщиком исходя из цен фактической реализации автотранспортных средств гражданам без учета предоставленных субсидий.
В п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 указано на направление бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2010 году ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и отраслей социальной сферы, а также по социальному обеспечению населения, в том числе в размере 6 600 000 тыс. руб. на предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства, полная масса которых не превышает 3,5 тонны, со скидкой в размере 50 000 руб. физическим лицам, сдавшим на утилизацию в рамках указанного эксперимента вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство, полная масса которого не превышает 3,5 тонны и возраст которого составляет более 10 лет.
Судами установлено, что субсидии направлялись обществу в связи с предоставлением отдельной категории граждан скидки в размере 50 000 руб. при продаже новых автотранспортных средств российского производства в рамках реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и отраслей социальной сферы, а также в рамках социального обеспечения населения, указанные средства носят безвозмездный и безвозвратный характер, что соответствует требованиям ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому они не являются суммами, полученными за реализованный товар либо иначе связанными с оплатой реализованного товара, поскольку фактически являлись возмещением затрат общества вследствие участия в программе по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств, положения подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса в данном случае не подлежат применению.
Суды сделали правильные выводы о том, что спорные суммы не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС как направляемые бюджетом в связи с применением налогоплательщиком льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
Скидка, указанная в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194, предоставляется не любому потребителю, а только собственнику вышедшего из эксплуатации автотранспортного средства, сданного в утилизацию, полная масса которого не превышает 3,5 тонны; возраст автотранспортного средства составляет более 10 лет; автотранспортное средство находилось в собственности у последнего собственника не менее одного года.
В качестве доказательства соответствия приведенным обязательным критериям физическое лицо, претендующее на скидку, получает свидетельство об утилизации вышедшего из эксплуатации автотранспортного средства, которое не может быть использовано никаким другим лицом.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что спорные денежные средства не подлежат учету при определении налоговой базы по НДС в силу п. 2 ст. 154 Кодекса.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2014 по делу N А76-18230/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.