Екатеринбург |
|
18 июня 2009 г. |
Дело N А76-28134/2008-61-648/17 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Меньшиковой Н.Л., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по г. Златоусту Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее - казначейство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2009 г. по делу А76-28134/2008-61-648/17 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель казначейства - Бутузова А.А. (доверенность от 11.01.2009 N 01-11/5).
Представители государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области (далее - управление, взыскатель) и Первого отдела внутренних дел Второго управления внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее -должник), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения казначейства от 17.11.2008 N 02-12/421/807 о возврате взыскателю постановлений управления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135 о взыскании с должника недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пеней, не являющихся, по мнению казначейства, исполнительными документами, подлежащими исполнению в бюджетном исполнительном процессе, вследствие выдачи не на основании судебного акта.
Решением суда первой инстанции от 11.02.2009 (судья Тиунова Т.В.) заявленные требования управления удовлетворены. Решение казначейства от 17.11.2008 N 02-12/421/807 признано недействительным. Суд пришел к выводу о том, что постановления управления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135 являлись надлежащими исполнительными документами, подлежащими исполнению в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом суд обязал казначейство принять постановления управления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135 на исполнение, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, казначейство просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права и неполное исследование обстоятельств дела.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения названных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 данного Закона.
В соответствии с п. 5 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч руб.) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Названный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (с учетом того, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При исследовании фактических обстоятельств дела судами установлено следующее.
На основании постановлений управления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135 о взыскании с должника недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пеней судебным приставом-исполнителем Златоустовского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - судебный пристав-исполнитель) 14.07.2008 и 11.09.2008 возбуждены исполнительные производства N 1/26583/507/14/2008 и N 1/34959/721/14/2008, соответственно.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 20.10.2008 отмеченные выше исполнительные производства окончены, частично исполненные исполнительные документы - постановления управления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135 - возвращены взыскателю в связи с тем, что должником по отмеченным исполнительным производствам является учреждение, финансируемое из средств федерального бюджета.
Вследствие изложенного письмами от 12.11.2008 N 5650 и 5651 управление направило постановления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135 в адрес казначейства для исполнения.
Оспариваемым решением от 17.11.2008 N 02-12/421/807 казначейство возвратило управлению постановления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135 без исполнения в связи с тем, что, по мнению казначейства, указанные постановления управления не являются исполнительными документами, подлежащими исполнению в бюджетном исполнительном процессе, поскольку выданы не в целях исполнения судебных актов.
Оценивая обоснованность оспариваемого отказа казначейства в принятии к исполнению постановлений управления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135, суды пришли к выводам о том, что указанные постановления управления являлись надлежащими исполнительными документами, подлежащими исполнению в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь при этом правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31.
Между тем, как отмечено выше, решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании с бюджетного учреждения недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере, не превышающем размер, установленный п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
Вопрос о наличии у должника счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации, судами при рассмотрении настоящего дела не исследовался.
Таким образом, учитывая, что судами не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, обжалуемые судебные акты следует отменить, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, оценить все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять законный и обоснованный судебный акт, исходя из норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2009 г. по делу А76-28134/2008-61-648/17 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.В. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценивая обоснованность оспариваемого отказа казначейства в принятии к исполнению постановлений управления от 09.07.2008 N Ю69 и от 04.09.2008 N Ю135, суды пришли к выводам о том, что указанные постановления управления являлись надлежащими исполнительными документами, подлежащими исполнению в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь при этом правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31.
Между тем, как отмечено выше, решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании с бюджетного учреждения недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере, не превышающем размер, установленный п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2009 г. N Ф09-3957/09 по делу N А76-28134/2008