26 мая 2011 г. |
N Ф09-1852/11-С2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Артемьевой Н.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2010 по делу N А76-10457/2010-66-432 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа" (далее - общество "УК "Альфа", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению социального развития администрации г. Челябинска (далее - Управление соцразвития) о взыскании задолженности в сумме 111 791,36 руб. за период с июля 2007 по март 2010 г.
Определением суда от 12.08.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения администрации Курчатовского района г. Челябинска, Управление социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска, Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Бардиков Владимир Степанович, Семкин Сергей Григорьевич, Соколов Иван Ильич, Афаков Дамир Гайсеевич, Кузнецов Евгений Игоревич, Подлипалин Сергей Аркадьевич (далее - третьи лица).
Определением суда от 08.09.2010 по ходатайству истца в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления соцразвития на Министерство социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений Челябинской области).
Определением суда от 08.11.2010 по ходатайству истца в качестве соответчика по делу привлечен Минфин России.
Решением суда от 17.12.2010 (судья Катульская И.К.) иск удовлетворен в части взыскания 98 760,32 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 (судьи Бабкина С.А., Матвеева С.В., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что необходимая для возмещения понесенных обществом "УК "Альфа" сумма расходов перечислена в бюджет Челябинской области; истец не представил документы, подтверждающие наличие у него соответствующих затрат, и расчет суммы убытков.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, согласно п. 1.5 устава общество "УК "Альфа" осуществляет деятельность по предоставлению платных бытовых услуг населению и предприятиям, распределение электроэнергии, передачу пара и горячей воды (тепловой энергии), выполнение функций единого заказчика, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, ведет посредническую и коммерческую деятельность.
Общество "УК "Альфа" оказывало гражданам услуги по предоставлению жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот по оплате отдельным категориям граждан на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
За период с июля 2007 г. по март 2010 г. обществом "УК "Альфа" понесены расходы, связанные с предоставлением третьим лицам - Афакову Д.Г., Бардикову В.С., Семкину С.Г., Кузнецову Е.И., Соколову И.И., Подлипалину С.А. мер социальной поддержки как лицам, имеющим право на реализацию указанных мер социальной поддержки, в соответствии с федеральными законами.
Услуги оказаны льготным категориям населения, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на реализацию мер социальной поддержки в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги на основании заключенных с Управлением соцзащиты договоров в соответствии с утвержденным тарифами.
По условиям этих договоров общество "УК "Альфа" обязалось предоставлять категориям граждан из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшимся радиационному воздействию возможность реализовать свое право на предоставление им мер социальной поддержки в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг; вести учет таких лиц; ежемесячно предоставлять в Управление соцзащиты различные отчетные документы, акты сверки расчетов и счет на перечисление сумм возмещения расходов, ведомости учета лиц, которым предоставлена льгота по оплате коммунальных услуг по электроснабжению. Управление соцзащиты приняло на себя обязательства осуществлять сверку ветеранов, включенных истцом в ведомости учета с базой данных о ветеранах, возместить обществу "УК "Альфа" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, проживающим на соответствующих территориях муниципальных районов, ежемесячно производить сверку расчетов по возмещению расходов (п. 1, 2, 2.2.3 договоров).
В компенсации расходов, возникших в связи с предоставлением льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг обществу "УК "Альфа" отказано, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в части взыскания с Минфина России убытков в сумме 98 760,32 руб., суды указали на то, что общество "УК "Альфа" вправе требовать возмещения возникших у него убытков в полном объеме у публично-правового образования, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, то есть у Российской Федерации в лице Минфина России. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусмотрены льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг соответствующим категориям граждан.
Российская Федерация, установив Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" льготы по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот.
Таким образом, меры социальной поддержки, установленные ранее названными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Финансовым органом, уполномоченным выступать от имени казны Российской Федерации, является Минфин России; на какие-либо иные органы соответствующие обязанности в настоящее время не возложены.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 названного Кодекса).
В пунктах 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду, что ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что физические лица, которым обществом "УК "Альфа" предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальным услугам, относятся к категориям граждан, обозначенным в вышеперечисленных нормативно-правовых актах.
Размер убытков истцом документально подтвержден и ответчиками надлежащими доказательствами не опровергнут, о чем свидетельствует представленные суду первой инстанции подписанные представителями общества "УК "Альфа" и Управлением соцзащиты соответствующего муниципального района г. Челябинска протоколы актов сверок по периодам, технические протоколы сверок.
Учитывая, что обязательство Российской Федерации по возмещению спорных расходов обществу "УК "Альфа" фактически не исполнено, суды правильно удовлетворили иск в соответствующей сумме.
При таких обстоятельствах судом кассационной инстанции не принимается довод Минфина России о том, что необходимая для возмещения понесенных обществом "УК "Альфа" сумма расходов перечислена в бюджет Челябинской области, поскольку это не опровергает наличия у истца убытков.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что истец не представил документы, подтверждающие наличие у него соответствующих затрат, и расчет суммы убытков фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2010 по делу N А76-10457/2010-66-432 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 названного Кодекса).
В пунктах 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду, что ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2011 г. N Ф09-1852/11 по делу N А76-10457/2010
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1852/11