Екатеринбург |
|
05 марта 2007 г. |
Дело N Ф09-1172/07-С3 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Дубровского В.И., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 18.09.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.11.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-12768/06 по заявлению закрытого акционерного общества "Троицкая автоколонна 1219" (далее - общество, налогоплательщик) к инспекции о признании недействительными решения и требования.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Лебедева А.В. (доверенность от 02.02.2007 N 34);
инспекции - Гертман О.А. (доверенность от 10.01.2007 N 04-20-172).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными требования инспекции от 24.04.2006 N 5854 об уплате налога и решения инспекции от 01.06.2006 N 1606 о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 18.09.2006 (судья Попова Т.В.) заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемые акты инспекции признаны недействительными в сумме 240 971 руб. 53 коп. В остальной части требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2006 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование N 5854 об уплате налога по состоянию на 24.04.2006, в котором обществу предложено в установленный срок уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 106 429 руб. и пени по налогам и обязательным платежам (взносам) во внебюджетные фонды в сумме 240 971 руб. 53 коп., неисполнение которого в добровольном порядке явилось основанием для принятия инспекцией мер принудительного взыскания путем вынесения решения от 01.06.2006 N 1606 о взыскании неуплаченной суммы пеней за счет денежных средств налогоплательщика.
Полагая, что указанные акты приняты инспекцией с нарушением действующего законодательства о налогах и сборах, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности соблюдения инспекцией порядка начисления и взыскания пеней с учетом положений ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В силу п. 4 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Судами установлено, что оспариваемое требование инспекции не соответствует положениям ст. 69 Кодекса, поскольку в нем не указаны сведения о размере недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.
Следовательно, инспекцией не выполнены требования законодательства о налогах и сборах, в силу чего общество не имеет возможности проверить правильность начисления пеней и обоснованность их размера. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 75 Кодекса взыскание пени возможно лишь одновременно со взысканием налога или после его взыскания. Таким образом, пени являются платежом, производным от суммы основного долга и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что трехлетний срок для взыскания задолженности общества по взносам во ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ФОМС РФ истек, следовательно, принудительное взыскание начисленных по данной задолженности пеней произведено инспекцией неправомерно.
Кроме того, судами правильно указано, что инспекцией не представлены доказательства взыскания сумм этих взносов, а также сумм налогов, указанных в оспариваемом требовании, в бесспорном порядке.
При таких обстоятельствах вывод судов об утрате инспекцией права на взыскание пеней в сумме 240 971 руб. 53 коп. является обоснованным.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всей совокупности доказательств, представленных сторонами, обстоятельствам дела судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 18.09.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.11.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-12768/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
В.И. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Судами установлено, что оспариваемое требование инспекции не соответствует положениям ст. 69 Кодекса, поскольку в нем не указаны сведения о размере недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.
...
В силу ст. 75 Кодекса взыскание пени возможно лишь одновременно со взысканием налога или после его взыскания. Таким образом, пени являются платежом, производным от суммы основного долга и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2007 г. N Ф09-1172/07 по делу N А76-12768/2006
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1172/07