11 июля 2011 г. |
N Ф09-4136/11-С3 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дубровского В.И.,
судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.01.2011 по делу N А50-25231/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Транс" (ИНН: 5916024344, ОГРН: 1105916001091) (далее - налогоплательщик, общество) - Чугайнова Л.И. (доверенность от 13.01.2011 N 1).
Представители налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании недействительным решения об отказе в выдаче обществу уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, содержащееся в информационном письме от 23.09.2010.
Решением суда от 19.01.2011 (резолютивная часть от 18.01.2011; судья Торопицин С.В.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 (резолютивная часть от 31.03.2011; судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), указывая, что для юридического лица, образованного путем реорганизации, применяется тот же порядок, что и для вновь образованного лица, заявление о переходе на специальный налоговый режим общество не подавало.
Отзыв на кассационную жалобу налогоплательщиком не представлен.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией 19.12.2002 совместному предприятию в форме закрытого акционерного общества "Бизнес-Транс" выдано уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с протоколом от 02.02.2010 N 1, передаточным актом от 02.02.2010, акционерами совместного предприятия в форме закрытого акционерного общества "Бизнес-Транс" принято решение о реорганизации акционерного общества в форме преобразования в ООО "Бизнес-Транс".
Регистрирующим органом 01.07.2010 внесены записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности совместного предприятия в форме закрытого акционерного общества "БизнесТранс" и о создании общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Транс" путем реорганизации в форме преобразования.
Обществом подало заявление от 01.08.2010 о выдаче уведомления о применении упрощенной системы налогообложения, в связи с реорганизацией.
Письмом от 23.09.2010 налоговый орган в выдаче уведомления о применении специального налогового режима отказал по причине пропуска срока для такого обращения.
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю письмом от 22.10.2010 N 20-25/20403 поддержало позицию инспекции.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о правомерности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, указав при этом на универсальность правопреемства.
Порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 26.2 Кодекса.
В соответствии со ст. 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 346.13 Кодекса установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
Вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организации в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования Кодексом не регламентирован.
Согласно ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, когда юридическое лицо одного вида путем изменения организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другого вида и к нему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 Кодекса правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом, для налогоплательщиков.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество является правопреемником совместного предприятия в форме закрытого акционерного общества "БизнесТранс", уплачивавшего единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Выводы судов о том, что в данном случае имеет место универсальное правопреемство и к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
При таких обстоятельствах выводы судов о правомерности применения обществом упрощенной системы налогообложения являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для отказа в выдаче уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.01.2011 по делу N А50-25231/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И.Дубровский |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ, для налогоплательщиков.
По мнению налогового органа, для юридического лица, образованного путем реорганизации, применяется тот же порядок, что и для вновь образованного лица. Поскольку организация-правопреемник заявление о переходе на специальный налоговый режим своевременно не подавала, оснований для его применения нет.
Суд с налоговым органом не согласился.
19.12.2002 ЗАО "Б" получило уведомление налогового органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответствии с протоколом от 02.02.2010 и передаточным актом от 02.02.2010 акционерами ЗАО "Б" принято решение о реорганизации общества в форме преобразования в ООО "Б".
Регистрирующим органом 01.07.2010 внесены записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности совместного предприятия в форме ЗАО "Б" и о создании ООО "Б".
01.08.2010 ООО "Б" подало в налоговый орган заявление о выдаче уведомления о применении УСН. Налоговый орган в выдаче уведомления отказал по причине пропуска срока для такого обращения.
НК РФ не регламентирован вопрос о порядке перехода на УСН в случае создания организации в результате реорганизации путем преобразования. Согласно ст.ст. 57,58 ГК РФ преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, когда юридическое лицо одного вида путем изменения организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другого вида и к нему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение УСН. Поэтому организация правомерно применяла УСН.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2011 г. N Ф09-4136/11 по делу N А50-25231/2010