12 июля 2011 г. |
N Ф09-4036/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Решетниковой И.В., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Курганской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2010 по делу N А34-4569/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзор в Курганской области (далее - заинтересованное лицо) Масленникова М.Ю. (доверенность от 28.04.2011 N 2)
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Главное управление социальной защиты населения Курганской области в лице филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения по городу Кургану (далее - заявитель, ГУСЗН Курганской области) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к заинтересованному лицу о признании недействительным раздела 1 представления от 04.08.2010 N 43-03-63/1690 в части того, что средства федерального бюджета были использованы не по целевому назначению (с учетом уточнения заявленного требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление.
Решением суда от 23.12.2010 (судья Григорьев А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 (судьи Костин В.Ю, Степанова М.Г., Плаксина Н.Г) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что фактов нецелевого использования бюджетных средств, то есть совершения конкретной расчетно-платежной операции по расходованию спорных средств и доказательств их нецелевого использования в материалах дела не имеется, следовательно, отсутствуют основания для квалификации таких перечислений в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, 26.07.2010 заинтересованным лицом проведена проверка использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в филиале ГУСЗН Курганской области.
В ходе проверки заинтересованным лицом, в частности, выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета.
Данное нарушение зафиксировано в акте от 26.07.2010.
По результатам проверки заинтересованным лицом выдано представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 04.08.2010 N 43-03-63/1690, которым предложено руководителю филиала заявителя рассмотреть представление, принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства.
Оспариваемый заявителем раздел 1 данного представления содержит указание на выявленное бюджетное нарушение, выразившееся в нецелевом использовании средств федерального бюджета. Денежные средства с направления 148-1003-5054600-005-262 направлены на 148-1003-5051900-005-262. Сумма нарушения составила 16 230 руб. Заинтересованным лицом предложено заявителю не допускать нецелевого использования средств федерального бюджета.
Полагая, что в указанной части (раздел 1) ненормативный акт заинтересованного лица является незаконным, нарушающим его права ГУСЗН Курганской области обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемый ненормативный акт соответствуют действующему законодательству и не нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, руководствуясь ст. 268, 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1, 5.1.1, 5.14.3 Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, п. 2, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н обоснованно подтвердили полномочия заинтересованного лица на вынесение оспариваемого ненормативного правового акта по результатам проведенной проверки.
Пунктом 3 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно приложению 6 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2009 год предусматривала расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Целевая статья расходов 5054600.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции (далее -Правила), которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.
Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет нецелевое использование бюджетных средств, как направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в 2009 году из федерального бюджета предоставлялись субвенции бюджету Курганской области в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 финансирование ГУСЗН Курганской области осуществлялось по следующему направлению: глава 148 - Главное управление социальной защиты населения; подраздел 1003 - Социальное обеспечение населения; Целевая статья 5054600 - Оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан"; вид расходов 005 - Социальные выплаты. Жилищно-коммунальная выплата указанным категориям граждан производилась через Курганский почтамт УФПС Курганской области - филиал ФГУП "Почта России" на основании договора с заявителем о совместной деятельности от 01.01.2008 N 3/45.7-19-2008.
Из материалов дела следует, что по платежному поручению от 23.12.2008 N 2375 ГУСЗН Курганской области перечислило денежные средства в сумме 2 336 430 руб. 17 коп. Курганскому почтамту УФПС Курганской области по указанному договору для обеспечения мер социальной поддержки в виде жилищно-коммунальной выплаты по направлению расходования средств: 148-1003-5054600-005-262.
Письмом от 20.01.2009 N 06-108 ГУСЗН Курганской области просило Курганский почтамт УФПС Курганской области вернуть ошибочно перечисленную по указанному платежному поручению сумму 16 230 руб.
Курганский почтамт УФПС Курганской области 21.01.2009 платежным поручением N 295 возвратил запрошенную сумму 16 230 руб. без указания направления расходования средств, тем самым было произведено фактическое восстановление кассовых расходов на лицевой счет ГУСЗН Курганской области на сумму 16 230 руб. по иной целевой статье расходов (по направлению 148-1003-5051900-005-262) на финансирование ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, которое осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 97 "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву".
В соответствии с представленным уведомлением от 30.01.2009 N 51 об уточнении вида и принадлежности платежа, и платежным поручением от 03.02.2009 N 652 указанная сумма 16 230 руб. перечислена на единый счет областного бюджета как возврат дебиторской задолженности за 2008 по направлению 148-1003-5051900-005-262. При этом судами установлено отсутствие дебиторской задолженности по бюджетному учету проверяемой организации по направлению 148-1003-5051900-005-262 на 01.01.2009 и на 01.01.2010.
Денежные средства федерального бюджета, выделенные бюджету Курганской области в виде межбюджетного трансферта - субвенции по направлению их расходования по целевой статье 5054600 - "Оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан", фактически, заявителем в течение 2009 года направлены и использованы по иной целевой статье расходов федерального бюджета, а именно по статье 5051900 - "Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву".
Данный факт (направление средств федерального бюджета на иную целевую статью расходов) подтвержден платежным поручением от 03.02.2009 N 651 о зачислении денежных средств в сумме 16 230 руб. на единый счет бюджета Курганской области как возврат дебиторской задолженности по направлению расходования 148-1003-5051900-005-262.
Судами также учтено, что в п. 3.1.3. акта проверки указано о том, что остаток неиспользованных субвенций по направлению 148-1003-5051900-005-262 на 1.01.2010 оставил 171 руб., который возвращен ГУСЗН Курганской области платежным поручением от 28.01.2010 N 6368 в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Соответственно, денежные средства в сумме 16 230 руб., выделенные по целевой статье расходов 5054600, перечислены 03.02.2009 заявителем на единый счет областного бюджета по иной целевой статьей расходов 5051900 и фактически в течение 2009 использованы по этой статье расходов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, денежные средства в сумме 16 230 руб. возвращены заявителем 27.07.2010 (т.1 л.д. 137).
При этом, поскольку заявитель в течение 2009 финансового года не уточнил вид и принадлежность платежа в сумме 16 230 руб., зачисленного на единый счет бюджета субъекта по направлению 148-1003-5051900-005-262, эти обстоятельства правомерно расценены судами как нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета по направлению 148-1003-5054600-005-262.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что квалификация нарушения бюджетного законодательства, отраженная в оспариваемом разделе представления как нецелевое использование средств федерального бюджета, основана на законе и подтверждена материалами дела.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о том, что оспариваемый раздел 1 представления от 04.08.2010, соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя управления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Названным доводам апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2010 по делу N А34-4569/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
И.В. Решетникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Курганский почтамт УФПС Курганской области 21.01.2009 платежным поручением N 295 возвратил запрошенную сумму 16 230 руб. без указания направления расходования средств, тем самым было произведено фактическое восстановление кассовых расходов на лицевой счет ГУСЗН Курганской области на сумму 16 230 руб. по иной целевой статье расходов (по направлению 148-1003-5051900-005-262) на финансирование ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, которое осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 97 "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву".
...
Как следует из материалов дела и установлено судами, денежные средства в сумме 16 230 руб. возвращены заявителем 27.07.2010 ... .
При этом, поскольку заявитель в течение 2009 финансового года не уточнил вид и принадлежность платежа в сумме 16 230 руб., зачисленного на единый счет бюджета субъекта по направлению 148-1003-5051900-005-262, эти обстоятельства правомерно расценены судами как нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета по направлению 148-1003-5054600-005-262.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что квалификация нарушения бюджетного законодательства, отраженная в оспариваемом разделе представления как нецелевое использование средств федерального бюджета, основана на законе и подтверждена материалами дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2011 г. N Ф09-4036/2011 по делу N А34-4569/2010