Екатеринбург |
|
26 июля 2007 г. |
Дело N А07-6763/07 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества "СМУ-6" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.06.2007 по делу N А07-6763/07.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Аптикаев А.Н. (доверенность от 26.04.2007 N 3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального межрайонного управления Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан (далее - управление) от 23.04.2007 N 168 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 13.06.2007 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 8.1, 8.2 Кодекса, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.03.2007 управлением совместно с прокуратурой Ленинского района г. Уфы проведена целевая проверка общества по вопросу соблюдения природоохранных требований в период подготовки в весеннему паводку 2007 г.
В ходе проверки установлено, что обществом на территории, в производственных цехах и участках, осуществляется несанкционированное размещение отходов производства и потребления, а также нарушаются правила раздельного сбора и временного их размещения.
Результаты проверки отражены в акте от 29.03.2007 N 01-13/МЗ. По итогам проверки 11.04.2007 прокуратурой Ленинского района г. Уфы в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса.
Постановлением управления от 23.04.2007 N 168 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса, и из правомерности привлечения общества к административной ответственности.
Выводы суда являются недостаточно обоснованными.
Статьей 8.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В статье 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч. 1, 3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Основным специализированным нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами является Федеральный закон от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
В данном законодательном акте дано определение понятия отходов производства и потребления, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами законодатель понимает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.
Поскольку обществом осуществляется несанкционированное размещение отходов производства и потребления, а также нарушаются правила раздельного сбора и временного их размещения, то вывод суда первой инстанции о том, что действиями общества нарушаются экологические требования, ответственность за несоблюдение которых предусмотрена ст. 8.1 Кодекса, является неправильным.
Действия общества образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
Согласно п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.06.2007 по делу N А07-6763/07 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Центрального межрайонного управления Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан от 23.04.2007 N 168 о привлечении закрытого акционерного общества "СМУ-6" к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 1, 3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Основным специализированным нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами является Федеральный закон от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
...
Поскольку обществом осуществляется несанкционированное размещение отходов производства и потребления, а также нарушаются правила раздельного сбора и временного их размещения, то вывод суда первой инстанции о том, что действиями общества нарушаются экологические требования, ответственность за несоблюдение которых предусмотрена ст. 8.1 Кодекса, является неправильным.
Действия общества образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2007 г. N Ф09-5963/07 по делу N А07-6763/2007
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5963/07