Екатеринбург |
|
13 декабря 2006 г. |
Дело N Ф09-11048/06-С1 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Василенко С.Н., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 08.06.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.09.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-3541/2006.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Порцина Т.А. (доверенность от 16.10.2006 N 04-07/9857).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Электромашина" (далее - общество) в доход бюджета процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2006 (резолютивная часть от 06.05.2006; судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены в части взыскания с общества в доход бюджета процентов в сумме 561 125 руб. 69 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.09.2006 (судьи Дмитриева Н.Н., Митичев О.П., Тремасова-Зинова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно п. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением инспекции от 05.09.2001 N 5 обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом. Также инспекцией вынесено решение от 30.10.2001 N 19, в соответствии с которым обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по региональным налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам.
В соответствии с указанными решениями утверждены графики погашения задолженности. Данные графики согласованы с Главным финансовым управлением по Челябинской области. Графиками предусмотрено, что суммы задолженности уплачиваются обществом один раз в квартал без указания срока уплаты.
В соответствии с п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (далее - Порядок проведения реструктуризации), п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 23.07.2001 N 405, с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты, исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу указанных Порядков (исходя из сумм непогашенной задолженности на дату уплаты процентов).
В связи с изложенным инспекцией обществу были начислены проценты на суммы реструктурированной задолженности за 2-й и 3-й кварталы 2005 г. по налогу на прибыль: в федеральный бюджет - в сумме 39 164 руб. 74 коп., в бюджет субъекта Российской Федерации - в сумме 27 658 руб. 20 коп., в местный бюджет - в сумме 237 руб. 79 коп., по налогу на добавленную стоимость - в сумме 491 035 руб. 51 коп., по налогу на пользователей автодорог - в сумме 70 090 руб. 18 коп.
Инспекцией обществу были направлены требования от 29.07.2005 N 7 и от 06.10.2005 N 8 об уплате процентов за пользование бюджетными средствами в общей сумме 628 186 руб. 11 коп.
Неисполнение обществом данных требований и явилось основанием обращения инспекции в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования инспекции в части взыскания с общества в доход бюджета процентов в сумме 561 125 руб. 69 коп., суды исходили из правомерности начисления инспекцией процентов по налогу на добавленную стоимость и по налогу на пользователей автодорог.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции о взыскании с общества процентов по налогу на прибыль в сумме 67 060 руб. 42 коп., суды исходили из того, что установленным порядком проведения реструктуризации задолженности по налоговым платежам не предусмотрено начисление процентов за пользование бюджетными средствами на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Выводы судов являются правильными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Такие платежи являются доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и представляют собой проценты.
Согласно п. 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.
Таким образом, данным Порядком не предусмотрено начисление процентов за пользование бюджетными средствами на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, в связи с чем оснований для начисления и взыскания оспариваемой суммы процентов у инспекции не имелось.
Вывод суда первой и апелляционной инстанций соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 13.11.2001 N 225-О, от 10.01.2002 N 5-О, и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 05.07.2005 N 15242/04.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 08.06.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.09.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-3541/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (далее - Порядок проведения реструктуризации), п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 23.07.2001 N 405, с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты, исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу указанных Порядков (исходя из сумм непогашенной задолженности на дату уплаты процентов).
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации.
...
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2006 г. N Ф09-11048/06 по делу N А76-3541/2006
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11048/06