26 июля 2011 г. |
N Ф09-3489/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Ященок Т.П., при ведении протокола помощником судьи Морозовой Н.Р.,
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Визит" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2011 по делу N А07-581/2011.
В судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан, приняли участие представители:
общества - Козлов Н.Д. (доверенность от 03.08.2008 б/н);
Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (ИНН: 0276097208, ОГРН: 1050204343551; далее - Совет округа) - Мосунов И.М. (доверенность от 23.03.2010 N Д-8);
администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (далее - администрация) Байбулатов И.Р. (доверенность от 10.09.2010 N 1/26-19-13).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражного суда Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов, а именно: решения Совета округа от 28.02.2008 N 33/9 "О резервировании земельного участка в границах городского округа город Уфа для муниципальных нужд" и решения Совета округа от 23.04.2009 N 15/7 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа от 28.02.2008 N 33/9".
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН: 0274101138, ОГРН: 1040203924485; далее - Управление), Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (далее - Комитет).
Решением суда от 13.04.2011 (судьи Масалимов А.Ф., Вальшина М.Х., Насыров М.М.) в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда о законности оспариваемого нормативного акта, общество ссылается на неполное исследование судом первой инстанции материалов дела и заявленных обществом доводов.
Как следует из материалов дела, Советом округа вынесено решение от 28.02.2008 N 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (далее - Решение N 33/9).
Советом округа от 23.04.2009 принято решение N 15/7 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа от 28.02.2008 N 33/9".
Названные нормативные акты опубликованы в газете "Вечерняя Уфа" от 04.03.2008 N 42 (10940) и от 30.04.2009 N 83 (11231) соответственно.
Общество, полагая что данные нормативные акты не соответствуют положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положению о резервировании земель для государственных муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, так как указанные нормативные акты не имеют надлежащего документального оформления и не прошли процедуру регистрации в органе, уполномоченном на регистрацию обременений земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
В силу статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Также в Положении указано, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемые нормативные акты вынесены Советом округа в пределах его полномочий и в соответствии с названными нормативными актами, имеющими большую юридическую силу.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что оспариваемые решения Совета округа не прошли регистрацию в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, так как такая регистрация предусмотрена для ограничений права собственности для зарезервированных земельных участков, а не для самих нормативных актов.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что обществом фактически оспаривается не законность названных Решений Совета округа, а факт отсутствия регистрации обременений на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:050232:6, 02:55:050226:144, 02:55:050232:5, расположенные по адресу: г. Уфа, Ленинский район, в пределах красных линий автомагистрали Уфа-Затон.
Суд первой инстанции правильно указал, что Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на который ссылается общество вступил в законную силу после вынесения Советом округа решения N 33/9, а положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не определяют порядок и основания резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, следовательно, в рассматриваемом случае не подлежат применению.
Доказательств нарушения прав и законных интересов общества оспариваемыми нормативными актами в материалы дела не представлено.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2011 по делу N А07-581/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Визит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Также в Положении указано, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6).
...
Суд первой инстанции правильно указал, что Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на который ссылается общество вступил в законную силу после вынесения Советом округа решения N 33/9, а положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не определяют порядок и основания резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, следовательно, в рассматриваемом случае не подлежат применению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2011 г. N Ф09-3489/11 по делу N А07-581/2011