25 июля 2011 г. |
N Ф09-3933/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Наумовой Н.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.11.2010 по делу N А07-13104/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Юсупова И.В. (доверенность от 12.01.2011 N 15-08/31);
общества с ограниченной ответственностью "Промгазсервис" (далее - общество, налогоплательщик) - Мусабирова В.Р.(доверенность от 11.01.2011).
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - управление) заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы инспекции в отсутствие представителей управления. Ходатайство судом кассационной инстанции удовлетворено.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Трансинвест" и общества с ограниченной ответственностью "Драйвер", привлечённых к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными:
решения инспекции от 16.03.2010 N 13031 о доначислении к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за III квартал 2008 г., начислении соответствующих пеней и штрафа, решения инспекции от 16.03.2010 N 1389 об отказе в возмещении из бюджета НДС в сумме, заявленной по налоговой декларации за III квартал 2008 г., решения инспекции от 16.03.2010 N 13032 о доначислении к уплате в бюджет НДС за IV квартал 2008 г., начислении соответствующих пеней и штрафа, решения инспекции от 16.03.2010 N 1390 об отказе в возмещении из бюджета НДС в сумме, заявленной по налоговой декларации за IV квартал 2008 г.;
решения управления от 07.07.2010 N 402/16, принятого по апелляционной жалобе налогоплательщика на решения инспекции от 16.03.2010 N 13031, 1389, 13032, 1390.
Оспариваемые решения инспекции вынесены по результатам камеральной проверки представленных обществом уточненных налоговых деклараций по НДС за III, IV кварталы 2008 г.
Отказ в признании обоснованными налоговых вычетов, заявленных на основании налоговых деклараций за указанные налоговые периоды, повлекший за собой доначисление НДС в бюджет, связан с осуществлением налогоплательщиком наряду с деятельностью по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, подлежащей обложению единым налогом на вменённый доход, деятельности по оптовой торговле, подлежащей налогообложению в общеустановленном порядке, при отсутствии у него раздельного учёта доходов и расходов.
Решением суда от 11.11.2010 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о наличии у налогоплательщика права на возмещение из бюджета НДС, уплаченного поставщикам в составе стоимости расходов, связанных с деятельностью по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, как операций, не облагаемых НДС, поскольку установил, что указанные расходы налогоплательщика составляют менее 5 процентов общей величины совокупных расходов на осуществление предпринимательской деятельности, вследствие чего налогоплательщик вправе заявлять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретённых товаров и услуг, в полном объёме на основании п. 4 ст. 170 Кодекса.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 (судьи Дмитриева Н.Н., Иванова Н.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, настаивая на отсутствии у налогоплательщика раздельного учёта сумм НДС по приобретённым товарам (работам, услугам), ссылаясь на несоответствие выводов судов доказательствам, имеющимся в материалах дела, и несоответствие сведений о расходах налогоплательщика, изложенных в решении суда первой инстанции и постановлении апелляционного суда.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению управления, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемые инспекцией судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
Пунктом 2 ст. 171 Кодекса предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 Кодекса к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 Кодекса.
Положениями п. 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте совершения налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что доля расходов налогоплательщика, связанных с деятельностью по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, как операций, не облагаемых НДС, составила менее 5 процентов общей величины совокупных расходов на осуществление предпринимательской деятельности, доказательства, свидетельствующие о том, что в проверенных налоговых периодах доля совокупных расходов, связанных с деятельностью по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, облагаемой единым налогом на вмененный доход, превысила 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство, налоговым органом суду не представлены.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности отказа инспекции в признании обоснованным возмещения из бюджета НДС в спорной сумме, следует признать правильными.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.11.2010 по делу N А07-13104/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.В. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
...
Налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 Кодекса к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 Кодекса.
Положениями п. 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте совершения налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.11.2010 по делу N А07-13104/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2011 г. N Ф09-3933/11 по делу N А07-13104/2010