28 июля 2011 г. |
N Ф09-4132/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Наумовой Н.В.,
судей Артемьевой Н.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (ИНН: 0277088277; 0276009770, ОГРН: 1070277070005; 1040208650206); (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2011 по делу N А07-20486/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН: 0277072661, ОГРН: 1050204518396) (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием к инспекции произвести возврат излишне уплаченного единого социального налога (далее - ЕСН), зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 901 659,47 руб.
Определениями суда от 02.12.2010 в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС по КН по Республике Башкортостан), третьего лица - Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы, государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ГУ - РО ФСС РФ по Республике Башкортостан).
Решением суда первой инстанции (судья Азаматов А.Д.) от 04.02.2011 заявление налогоплательщика удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 (судьи Иванова Н.А., Кузненцов Ю.А., Степанова М.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы налоговый орган ссылается на письмо Федеральной налоговой службы России от 10.12.2007 N 05-2-05/481, указывая на то, что по результатам анализа сведений, содержащихся в карточке расчётов с бюджетом, расчёта авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2009 г. и декларации по ЕСН за 2009 г. переплата образовалась за счёт превышения расходов на цели обязательного социального страхования и не является переплатой в денежном выражении. Превышение таких расходов возмещает территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, а не налоговый орган. Акт сверки расчетов от 30.09.2010, на который ссылаются судебные инстанции, не содержит информации о том, за счёт каких средств образовалась переплата налога.
В отзывах на кассационную жалобу общество и ГУ - РО ФСС РФ по Республике Башкортостан просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 20.04.2010 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 932 043 руб. 53 коп.
Решением от 04.05.2010 N 11086 в возврате указанной суммы отказано по причине отсутствия переплаты в денежном выражении. Налогоплательщик повторно 01.06.2010 обратился с заявлением о возврате, указал, что переплата подтверждается актом сверки от 07.04.2010.
Основанием для отказа обществу в возврате переплаты по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, за 2009 г. в сумме 901 659,47 руб. (с учетом частичного возврата налога) явилось отсутствие переплаты в денежном выражении по данным информационного ресурса "Расчёты с бюджетом", по мнению инспекции, переплата налога образовалась за счёт превышения расходов на цели обязательного социального страхования. Согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы, изложенным в письме от 10.12.2007 N 05-2-05/481@, возврат суммы ЕСН, уплаченного в Фонд социального страхования производится налоговым органом только в случае наличия переплаты по налогу в денежном выражении, которая отражается в базе данных налоговых органов "Расчёты с бюджетом".
Управление Федеральной службы по Республике Башкортостан в письме от 06.10.2010 исх. N 16-08/13943 сообщило, что налоговым органом уже перечислена сумма 4 591 руб. 53 коп., возврату также подлежит сумма налога 25 782 руб. 53 коп. с начислением соответствующей суммы процентов.
Полагая, что отказ налогового органа в возврате переплаты налога не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что действия инспекции являются неправомерными, поскольку наличие переплаты по налогу подтверждено материалами дела, задолженности по налоговым платежам у общества не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что налогоплательщиком пропущен трехлетний срок для обращения к налоговому органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов и пеней, суду не представлено.
Статьёй 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213 -ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) с учётом положений гл. 24 Кодекса, действовавшей до дня вступления в силу п. 2 ст. 24 Закона N 213-ФЗ.
Соответственно, зачёт или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН за 2009 г. после 01.01.2010 должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, пени, штрафов.
На основании подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно п. 6, 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Из п. 8 ст. 78 Кодекса следует, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
На основании имеющихся в деле доказательств, в том числе акта сверки расчетов между налоговым органом и налогоплательщиком, по состоянию на 30.09.2010, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что у общества имеется переплата по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования, за 2009 г. в сумме 901 659 руб. 47 коп.
При таких обстоятельствах, исходя из доказанности наличия у общества переплаты по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования, за 2009, подачи им заявления о проведении зачета налога в инспекцию в установленный срок, отсутствия доказательств имеющейся недоимки по налогам и сборам, суды пришли к верному выводу о том, что оснований для отказа налогоплательщику в возврате излишне уплаченных сумм ЕСН за 2009 г. у инспекции не имелось.
Всем доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационной жалобы, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2011 по делу N А07-20486/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Наумова |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
...
Согласно п. 6, 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
...
Из п. 8 ст. 78 Кодекса следует, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2011 г. N Ф09-4132/11 по делу N А07-20486/2010