02 августа 2011 г. |
N Ф09-4844/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Минина С.Д.,
судей Гайдука А.А., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Свердловской области (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2011 по делу N А60-38394/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель прокурора - Протасова М.М. (доверенность от 11.07.2011 N 8-12-11).
Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к администрации муниципального образования "Краснополянское сельское поселение" (далее - администрация), индивидуальному предпринимателю Скоморохову Александру Владимировичу (далее - предприниматель) о признании недействительным (ничтожным) договора возмездного оказания услуг от 01.01.2010 N 30, на основании ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 24.01.2011 (судья Гаврюшин О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 (судьи Снегур А.А., Чепурченко О.Н., Казаковцева Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокурор просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, погребение умерших (погибших), указанных в ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) может осуществляется только специализированной службой по вопросам похоронного дела. Органы местного самоуправления не наделены правом передачи функций специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 01.01.2010 между администрацией (заказчик) и предпринимателем (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг N 30 по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, а также умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, согласно п. 2.1 которого, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по погребению умерших.
В соответствии с п. 5.1 договора от 01.01.2010 стоимость услуг составляет 6000 руб., из них 4600 руб. за счет социального пособия на погребение, стоимость услуг по настоящему договору равна 6000 - 4600 = 1400 руб./чел.
Считая, что спорный договор в нарушение ст. 12 Закона N 8-ФЗ заключен с предпринимателем, а не со специализированной службой по вопросам похоронного дела, прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании договора от 01.01.2010 недействительным (ничтожным).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды исходили из следующего.
На основании ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 168 названного Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из содержания ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 51 названного Закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Частью 2 ст. 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Статьями 6, 9, 10, 12 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере. Специализированные же службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных ст. 9 указанного Закона гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в п. 3 данной статьи.
При этом следует иметь в виду положения ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Системный анализ норм Закона N 8-ФЗ свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
На основании ч. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила указанного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
По смыслу Закона N 8-ФЗ, ритуальные услуги, перечисленные в ч. 3 ст. 12 Закона, как и ритуальные услуги, оказываемые в отношении иных категорий умерших лиц, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела в случае, когда отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по оказанию таких услуг.
Из материалов дела следует, что лицом, взявшим на себя обязанность по оказанию спорных ритуальных услуг, является предприниматель.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии у индивидуального предпринимателя, не обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, права оказывать услуги по погребению умерших лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 12 Закона N 8-ФЗ, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и признания договора от 01.01.2010 N 30 недействительным (ничтожным).
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы прокурора не опровергают выводы судов, которые основаны на фактических обстоятельствах, установленных после исследования по делу доказательств, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2011 по делу N А60-38394/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя прокурора Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Д. Минин |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Системный анализ норм Закона N 8-ФЗ свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
На основании ч. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила указанного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
По смыслу Закона N 8-ФЗ, ритуальные услуги, перечисленные в ч. 3 ст. 12 Закона, как и ритуальные услуги, оказываемые в отношении иных категорий умерших лиц, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела в случае, когда отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по оказанию таких услуг.
Из материалов дела следует, что лицом, взявшим на себя обязанность по оказанию спорных ритуальных услуг, является предприниматель.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии у индивидуального предпринимателя, не обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, права оказывать услуги по погребению умерших лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 12 Закона N 8-ФЗ, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и признания договора от 01.01.2010 N 30 недействительным (ничтожным)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2011 г. N Ф09-4844/11 по делу N А60-38394/2010