04 августа 2011 г. |
N Ф09-3762/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Глазыриной Т.Ю., Наумовой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А71-10328/10 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Мальцев Вячеслав Викторович (ОГРНИП 308183819600042, ИНН 182700193884); далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 172 457 руб., с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689) 242 568 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом в период сентябрь-декабрь 2009 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (ОГРН 1021801503173, ИНН 183300488), открытое акционерное общество "Удмуртавтотранс" (ОГРН 1071841002210, ИНН 1835076756).
Решением суда от 20.01.2011 (судья Лиуконен М.В.) в иске отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 (судьи Варакса Н.В., Васева Е.Е., Риб Л.Х.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. По мнению заявителя, истцом документально не обоснован размер причиненных убытков: не представлен сводный акт, подтверждающий количество реализованных социальных проездных билетов и сумму выпадающих доходов, подлежащую возмещению за счет соответствующего бюджета, а также ведомости льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному и региональному регистрам. Указывает, что в представленных предпринимателем отчетах о количестве реализованных проездных билетов не отражены фактические затраты истца на транспортное обслуживание льготных категорий граждан. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что суды не приняли во внимание доводы ответчиков о недоказанности истцом противоправного поведения ответчиков как необходимого элемента для удовлетворения иска о возмещении убытков в порядке ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 15.09.2009 между Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики и предпринимателем заключен договор N 644, предметом которого являлось возмещение транспортной организации (истцу) выпадающих доходов, связанных с реализацией транспортной организацией социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Полагая, что выпадающие доходы, возникшие в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по социальным проездным документам, возмещены не в полном объеме, что повлекло возникновение убытков, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что в материалах дела отсутствуют сводные акты сверок за каждый месяц, счета-фактуры, а также сведения о направлении указанных документов Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики. Представленный истцом расчет убытков в виде выпадающих доходов не принят судом во внимание, поскольку не подтвержден первичными документами.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу ст. 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
В целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики Правительством Удмуртской Республики принято Постановление от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике" (далее - Постановление N 170).
В соответствии с п. 5 Постановления N 170 Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики осуществляет возмещение выпадающих доходов предприятиям пассажирского автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов: гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Российской Федерации, - за счет средств, полученных из федерального бюджета на указанные цели; гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Удмуртской Республики, - в пределах средств, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики на указанные цели.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р "О порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов", утверждено Положение о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов (далее - Положение).
В соответствии с п. 8 Положения Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании договоров, заключенных с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, производит возмещение сумм выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики при наличии сводных актов сверки.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
В соответствии с п. 16-19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в городском и пригородном транспорте являются расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов.
Неисполнение публично-правовым образованием (Российской Федерацией) обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, повлекшее возникновение у транспортной организации (перевозчиков) убытков, связанных с расходами по предоставлению льгот, установленных федеральным законодательством и не обеспеченных финансированием из федерального бюджета, свидетельствует о наличии вины в причинении перевозчикам убытков
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23.06.2009 N 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции проверил представленный предпринимателем расчет расходов, понесенных вследствие реализации социальных проездных билетов.
Судом установлено, что размер выпадающих доходов рассчитан истцом в соответствии с Положением о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов (утверждено распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р).
Представленный предпринимателем расчет убытков основан на следующих показателях: общее количество проданных льготных проездных документов на территории г. Сарапула (отдельно по региональным и федеральным документам на основании данных отчета УФПС Удмуртской Республики), стоимость одного проездного документа, установленная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170, доходы от реализации социальных проездных документов по каждому виду документов, доля предпринимателя от реализации социальных проездных документов (определена на основании актов распределения доходов от реализации социальных проездных билетов).
Сумма дотации, включенная истцом в расчет, совпадает с суммой выпадающих доходов предпринимателя, определенной Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики.
На основании указанных показателей истцом определен размер понесенных убытков как разница между фактически перечисленными денежными средствами в возмещение выпадающих доходов и суммой денежных средств, которые он должен был бы получить от перевозки пассажиров по установленному тарифу.
Представленный истцом расчет убытков, в основу которых положены реальные показатели выполненной работы, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами (сводными отчетами о количестве реализованных проездных билетов за сентябрь-декабрь 2009, таблицами распределения сумм выпадающих доходов от реализации проездных документов), признан судом апелляционной инстанции обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности со всеми имеющимися в материалах дела доказательствами, указанный расчет, в основу которого положены реальные показатели выполненной работы, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами (сводными отчетами о количестве реализованных проездных билетов за сентябрь-декабрь 2009, таблицами распределения сумм выпадающих доходов от реализации проездных документов), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что расчет является правильным, примененная истцом методика расчета не противоречит действующему законодательству.
Надлежащих доказательств, опровергающих расчет истца, либо свидетельствующих о несопоставимости произведенных истцом расчетов неполученной с пассажиров платы с фактическими данными, ответчиками не представлено.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции обоснованно признал подтвержденным размер неполученного истцом дохода.
Учитывая, что льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в транспорте общего пользования являются расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов, какая-либо методика расчета количества пассажиров льготных категорий и размера неполученной за оказание им услуг по перевозке платы на законодательном уровне отсутствует, так же как и методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан; выделенные федеральным и региональным бюджетом денежные средства не покрыли понесенных перевозчиком убытков от предоставления таких льгот, то есть незаконное бездействие ответчиков повлекло возникновение убытков по причине отсутствия механизма, реализующего на практике право истца на полное их возмещение за счет ответчиков, суд пришел к верным выводам о наличии совокупности обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных предпринимателем требований, и взыскал в пользу истца спорные суммы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации и с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет средств казны Пермского края.
Довод заявителя о недоказанности размера убытков в связи с непредставлением предпринимателем предусмотренных п. 7 Положения N 183-р и разделом 4 договора N 644 от 15.09.2009 сводных актов сверки, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку истцом взыскиваются внедоговорные убытки, при этом размер взыскиваемых убытков подтвержден иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А71-10328/10 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Л.Меньшикова |
Судьи |
Н.В.Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что размер выпадающих доходов рассчитан истцом в соответствии с Положением о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов (утверждено распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р).
Представленный предпринимателем расчет убытков основан на следующих показателях: общее количество проданных льготных проездных документов на территории г. Сарапула (отдельно по региональным и федеральным документам на основании данных отчета УФПС Удмуртской Республики), стоимость одного проездного документа, установленная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170, доходы от реализации социальных проездных документов по каждому виду документов, доля предпринимателя от реализации социальных проездных документов (определена на основании актов распределения доходов от реализации социальных проездных билетов).
...
Довод заявителя о недоказанности размера убытков в связи с непредставлением предпринимателем предусмотренных п. 7 Положения N 183-р и разделом 4 договора N 644 от 15.09.2009 сводных актов сверки, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку истцом взыскиваются внедоговорные убытки, при этом размер взыскиваемых убытков подтвержден иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А71-10328/10 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2011 г. N Ф09-3762/11 по делу N А71-10328/2010