Екатеринбург |
|
29 октября 2007 г. |
Дело N А47-9272/06 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ронжова Сергея Юрьевича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2006 по делу N А47-9272/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Октябрьского района г. Орска (далее - комиссия) от 21.08.2006 N 946 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-111-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (далее - Закон N 489/55-111-ОЗ).
Решением суда от 03.10.2006 (резолютивная часть от 02.10.2006; судья Сиваракша В.И.) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление комиссии от 21.08.2006 N 946 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ, признано незаконным и отменено в части размера штрафа, превышающего 15 минимальных размеров оплаты труда. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 (судьи Чередникова М.В., Бояршинова Е.В., Тремасова-Зинова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами ч. 1, 4 ст. 1.5, ч.1 ст. 2.1, 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ.
Как следует из материалов дела, 01.08.2006 предприниматель был остановлен инспектором на посту ДПС. Инспектором ДПС установлено, что предпринимателем на автомобиле ГАЗ-3285, государственный регистрационный знак АН 034 56, осуществляется перевозка пассажиров по маршруту г. Орск - г. Гай без согласования графика и маршрута с органами местного самоуправления.
В связи с этим инспектором ДПС в присутствии понятых был составлен протокол об административном правонарушении от 02.08.2006 N 264016 серии 56 БА и передан для рассмотрения в комиссию.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении комиссией составлен протокол рассмотрения дела об административном правонарушении от 21.08.2006 N 946 и вынесено постановление N 946 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ.
Не согласившись с названным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным и отмене постановления комиссии от 21.08.2006 N 946 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ относительно размера штрафа, превышающего 15 минимальных размеров оплаты труда, суды исходили из наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ, и наличия полномочий у органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений. При этом суды указали на то, что поскольку комиссией не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, то привлечение предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафа в максимальном размере, является необоснованным.
Выводы судов в отношении квалификации правонарушения являются ошибочными.
В соответствии с подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
Согласно ст. 2 Закона N 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении администрации находятся вопросы местного значения, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Частью 6 ст. 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определены полномочия администрации в области транспорта: осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения.
В рамках предоставленных полномочий постановлением администрации Оренбургской области от 26.04.2004 N 92-п утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных межрайонных (межмуниципальных) пригородных и междугородных (внутриобластных) маршрутов на территории области (далее - Порядок).
В силу п. 7 Порядка для обеспечения комплексного подхода к формированию маршрутной сети пригородных и междугородных маршрутов области, обеспечения информацией пассажиров, контроля безопасности перевозок, исключения недобросовестной конкуренции уполномоченный орган ведет реестры пригородных и междугородных маршрутов.
Пунктом 9 Порядка установлено, что к перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии. Регулярные перевозки пассажиров по маршрутам, не внесенным в реестр, запрещаются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предпринимателем осуществляется перевозка пассажиров по маршруту г. Орск - г. Гай, не внесенному в реестр пригородных маршрутов, т. е. с нарушением лицензионных требований.
Частью 1 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ установлена административная ответственность за осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков и маршрутов с органами местного самоуправления.
Вместе с тем ч. 3 ст. 14.1 Кодекса установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 данного Кодекса, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рассматриваются судьями арбитражных судов.
В силу п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1.3 Кодекса разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку Кодексом уже установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии (ч. 3 ст. 14.1 Кодекса), то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ, является необоснованным.
С учетом изложенного, а также, поскольку судами применена норма права, не подлежащая применению, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленного предпринимателем требования.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2006 по делу N А47-9272/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 по указанному делу отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Ронжова Сергея Юрьевича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановления административной комиссии Октябрьского района г. Орска от 21.08.2006 N 946 о привлечении индивидуального предпринимателя Ронжова Сергея Юрьевича к административной ответственности по ч. 1 ст. 41 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-111-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1.3 Кодекса разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку Кодексом уже установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии (ч. 3 ст. 14.1 Кодекса), то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 41 Закона N 489/55-111-ОЗ, является необоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2007 г. N Ф09-8886/07 по делу N А47-9272/2006
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8886/07