Екатеринбург |
|
28 марта 2007 г. |
Дело N А50-15302/06 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Наумовой Н.В., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермской области от 18.12.2006 по делу N А50-15302/06.
В судебном заседании приняли участие представители Карагайского муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" (далее - предприятие, налогоплательщик) - Черепанова О.А. (доверенность от 26.03.2007), Литвинова Е.Ю. (доверенность от 26.03.2007).
Представители налогового органа и Муниципального учреждения Управления финансов и налоговой политики Карагайского района, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными:
решений инспекции от 18.08.2006 N 1233, 1234 и от 14.08.2006 N 1199, 1198, 1197 о доначислении к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость (далее - НДС);
решения инспекции от 18.08.2006 N 1235 о доначислении к уплате в бюджет НДС, соответствующих пеней и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату указанного налога в бюджет;
решения инспекции от 18.08.2006 N 812 о взыскании налоговой санкции, начисленной на основании решения инспекции 18.08.2006 N 1235.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 18.12.2006 (судья Саксонова А.Н.) заявленные требования налогоплательщика удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе камеральных налоговых проверок представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций выявлены факты занижения налоговой базы по НДС за апрель, август, декабрь 2003 г., январь, февраль, декабрь 2004 г. на суммы дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением предприятием государственных регулируемых цен при реализации населению жилищно-коммунальных услуг, в том числе при реализации указанных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам.
Налоговый орган считает необоснованным исключение предприятием из налоговой базы по НДС отмеченных выше сумм дотационных поступлений, полагая, что полученные предприятием из бюджета денежные средства были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому подлежали включению в налоговую базу по НДС.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции пришел к выводу, что полученные предприятием целевые бюджетные средства не должны включаться в налоговую базу по НДС.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен ст. 153-162 Кодекса.
Положениями п. 2 ст. 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Пунктом 13 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно положениям подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что отмеченные выше дотации получены предприятием в рамках целевого финансирования, направленного на погашение расходов предприятия, связанных с реализацией населению коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам.
Таким образом, полученные предприятием из бюджета денежные средства не были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому не подлежали включению в налоговую базу по НДС.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительными оспариваемые решения инспекции.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда и направлены на переоценку его выводов, основания для которой в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермской области от 18.12.2006 по делу N А50-15302/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.В. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 марта 2007 г. N Ф09-2125/07 по делу N А50-15302/2006
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2125/07