05 августа 2011 г. |
N Ф09-4794/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Маликовой Э. М., Купреенкова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - территориальное управление) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2011 по делу N А50-25171/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель территориального управления - Баев Д.Н. (доверенность от 11.01.2011 N 05).
Территориальное управление (ОГРН: 1035900104415) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа регистрирующего органа (ИНН: 5902293114, ОГРН: 1045900116162), изложенного в сообщении от 13.08.2010 N 01/002/2010-601, 602, 603, в государственной регистрации:
- прекращения права собственности на земельный участок под существующее здание, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, ул. Краснова, д. 29, с кадастровым номером 59:01:4410151:004, ликвидации указанного земельного участка в связи с его разделением на два земельных участка;
- права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410151:45, 59:01:4410151:46, расположенные по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, ул. Краснова, д. 29;
об обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок под существующее здание, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Краснова, д. 29, с кадастровым номером 59:01:4410151:004, осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410151:45, 59:01:4410151:46, расположенные по указанному адресу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет" (далее - образовательное учреждение "Пермский государственный университет").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2011 (судья Трубин Р.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л. Ф., Усцов Л. А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2751/11 следует читать как "27 апреля 2011 г."
В кассационной жалобе территориальное управление просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение апелляционным судом ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что суд, установив неправомерность отказа в государственной регистрации права по указанным в сообщении основаниям, необоснованно отказал в удовлетворении требований. Кроме того, территориальное управление считает, что судебные акты по настоящему делу затрагивают права и законные интересы открытого акционерного общества "КД Групп" (далее - общество "КД Групп"), не привлеченного к участию в деле.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит изменить мотивировочную часть постановления апелляционного суда, исключить выводы абз. 3, 4 стр. 7 постановления: "Таким образом, является необоснованным довод регистрирующего органа о том, что для внесения изменений о вещных правах на земельные участки в государственный реестр требуется дополнительное представление учреждением заявлений о государственной регистрации прав на первоначальный земельный участок и на образованные земельные участки. Учитывая изложенное требование регистрирующего органа о представлении для государственной регистрации соответствующих заявлений ГОУ ВПО "Пермский государственный университет" является неправомерным". По мнению регистрирующего органа, в силу п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для проведения всех регистрационных действий, необходимых при разделе земельного участка, необходимы заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Без соответствующих заявлений государственная регистрация всех возникающих прав на все образуемые земельные участки не может быть произведена, земельные участки не могут возникнуть как объекты недвижимости, а исходный земельный участок - прекратить свое существование. По мнению регистрирующего органа, распоряжение территориального управления от 21.09.2009 N 1233-р принято в нарушение ч. 3 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 168 "Вопросы Федерального агентства по образованию", п. 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 526-р "О проведении ликвидационных мероприятий в отношении упраздненного Рособразования", п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, п. 5.5.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 337, поскольку у территориального управления отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410151:004.
В отзыве на кассационную жалобу территориального управления заинтересованное лицо возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит отказать в удовлетворении жалобы территориального управления.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 03.03.2005 осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования образовательного учреждения "Пермский государственный университет" на земельный участок площадью 2962, 14 кв. м под существующее здание с кадастровым номером 59:01:44 1 0151:0004, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Краснова, д. 29.
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано 19.09.2006.
Территориальным управлением 21.09.2009 принято распоряжение N 1233р о формировании путем раздела земельного участка площадью 2962, 14 кв. м с кадастровым номером 59:01:4410151:0004, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Краснова, д. 29, следующих земельных участков: земельного участка площадью 2 481 кв. м под двухэтажное кирпичное здание магазина "Антей", литера А, земельного участка площадью 481 кв. м под 2-этажное кирпичное здание АБК, литера А (л. д. 19).
Земельный участок площадью 2 481 кв. м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4410151:45, земельный участок площадью 481 кв. м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4410151:46 (кадастровые паспорта; л. д. 22-25).
Территориальное управление 23.03.2010 обратилось в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок площадью 2962, 14 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Краснова, д. 29, с кадастровым номером 59:01:44 1 0151:004, в связи с разделением на два земельных участка; о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410151:45 и 59:01:4410151:46, расположенные по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, ул. Краснова, д. 29. К заявлениям приложены распоряжение от 21.09.2009 N 1233-р, приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 08.02.2008 N 01-п, кадастровые паспорта земельных участков (л. д. 14, 16).
Регистрирующий орган в письме от 13.08.2010 N 01/002/2010-601, 602, 603 отказало в государственной регистрации в связи с тем, что документы, необходимые для государственной регистрации, заявителем предоставлены не были (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Регистрирующим органом указано, что на государственную регистрацию заявителем не было предоставлено заявление образовательного учреждения "Пермский государственный университет" о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 0151:0004, а также заявления о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:44 1 0151:45 и 59:01:44 1 0151:46 (л. д. 11-13).
Территориальное управление, ссылаясь на то, что отказ регистрирующего органа является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что прекращение зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования образовательного учреждения "Пермский государственный университет" на основной земельный участок без государственной регистрации возникающего права на вновь образуемые земельные участки без волеизъявления учреждения нарушает его права и законные интересы.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из следующего.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 Закона).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4-11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
В силу п. 4 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки является, в частности, решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Обязательными приложениями к документам, представляемым на регистрацию прав, также являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексам Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
С учетом приведенных норм права апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что для внесения изменений о вещных правах на земельные участки в государственный реестр не требуется дополнительное представление образовательным учреждением "Пермский государственный университет" заявлений о государственной регистрации прав на первоначальный земельный участок и на образованные земельные участки, в связи с чем судом обоснованно признано неправомерным требование управления о представлении для государственной регистрации соответствующих заявлений.
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что на первоначальном земельном участке и образованном в результате раздела земельном участке площадью 481 кв. м расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу "КД Групп". Доказательства представления для государственной регистрации согласия указанного землепользователя на раздел земельного участка в деле отсутствуют. Утверждение апелляционного суда о том, что непривлечение указанного общества к участию в деле не повлекло нарушения процессуального права следует признать правильным, поскольку при разрешении спора о правомерности действий регистрирующего органа в данном случае имеет значение наличие согласия землепользователя в письменной форме, которое регистрирующему органу обязан был предоставить заявитель - территориальное управление.
Вывод апелляционного суда об отсутствии оснований для государственной регистрации, недоказанности нарушения отказом управления прав и законных интересов территориального управления сделан в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и является верным.
С учетом изложенного судами обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, не имеется правовых оснований ни для удовлетворения кассационной жалобы территориального управления, ни для удовлетворения кассационной жалобы регистрирующего органа.
Ссылка регистрирующего органа на то, что у территориального управления отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410151:004, отклоняется, поскольку при рассмотрении спора в суде первой и апелляционной инстанции не заявлялась, указанное обстоятельство не было предметом оценки судов.
Нарушений апелляционным судом норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2011 по делу N А50-25171/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки является, в частности, решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Обязательными приложениями к документам, представляемым на регистрацию прав, также являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексам Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2011 по делу N А50-25171/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2011 г. N Ф09-4794/11 по делу N А50-25171/2010