Екатеринбург |
|
16 августа 2006 г. |
Дело N Ф09-7116/06-С1 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Варламовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Камбарском районе Удмуртской Республики (далее - управление) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.05.2006 по делу N А71-2560/2006.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к индивидуальному предпринимателю Шадрину Борису Григорьевичу (далее - предприниматель) о взыскании штрафа в сумме 540 руб. за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 06.05.2006 (судья Волкова О.Н.) в удовлетворении требований, заявленных управлением, отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом материальных норм.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Шадрин Борис Григорьевич является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 25.10.2005 (л. д. 5,6).
Управлением 01.03.2006 в отношении предпринимателя проведена проверка своевременности предоставления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.
Результаты данной проверки отражены в акте управления от 01.03.2006 N 2. Управлением вынесено решение N 2 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон), в виде взыскания штрафа в сумме 540 руб.
Управлением 15.03.2005 предпринимателю было направлено требование N 2 об уплате указанного штрафа.
Поскольку указанные в требовании суммы не были уплачены предпринимателем в добровольном порядке, управление обратилось в арбитражный суд в арбитражный суд за их взысканием.
Отказывая во взыскании с главы КХ штрафа, суд исходил из того, что на физические лица, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, законодательство не возлагается обязанность по представлению сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона, а также из того, что срок представления индивидуальных сведений может быть применен только в отношении страхователей, но не в отношении застрахованных лиц, а также из того, что срок представления указанных сведений Законом не установлен.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что у предпринимателя отсутствуют наемные работники, следовательно, согласно положениям ст. 1 Закона он относится к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Данное обстоятельство, по мнению суда, исключает возможность привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона, поскольку согласно ч. 2 ст. 11 Закона страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта, представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Правовые основания для распространения этого срока (не позднее 1 марта) на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствуют, следовательно, срок представления таких сведений не определен.
Между тем в соответствии с п. 5, 6 ст. 11 Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляет вместе с копией платежного документа.
Таким образом, срок представления указанных сведений индивидуальными предпринимателями прямо связан со сроком внесения фиксированных платежей, предусмотренных ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Указанной нормой Правительству Российской Федерации представлены полномочия по определению срока и порядка внесения фиксированных платежей.
Согласно ст. 19 Закона Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований Закона такая Инструкция утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".
В соответствии со ст. 38 указанной Инструкции застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно до 1 марта.
Таким образом, срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, для предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен. В связи с чем непредставление предпринимателем в установленный срок указанных сведений образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 17 Закона, и влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем суду в целях принятия законного и обоснованного решения по делу необходимо было установить, в частности, правомерность начисления указанного штрафа, а также размер подлежащих уплате в рассматриваемый период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако судом первой инстанции данные обстоятельства не исследовались, оценка правомерности начисления штрафа, исчисленного с суммы страховых взносов, подлежащих уплате в 2002 - 2004 гг., а также наличие (отсутствие) у предпринимателя, 1939 года рождения, обязанности по уплате данных страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии не давалась.
Кроме того, суду необходимо было проверить соблюдение управлением сроков обращения с иском о взыскании налоговых санкций, установленных ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П.
Поскольку судом спор рассмотрен без оценки и исследования всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для разрешения данного спора, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Удмуртской Республики.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения, исследовать все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного спора, и дать им правовую оценку, принять решение в соответствии с законом и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.05.2006 по делу N А71-2560/2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской республики.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 38 указанной Инструкции застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно до 1 марта.
Таким образом, срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, для предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен. В связи с чем непредставление предпринимателем в установленный срок указанных сведений образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 17 Закона, и влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем суду в целях принятия законного и обоснованного решения по делу необходимо было установить, в частности, правомерность начисления указанного штрафа, а также размер подлежащих уплате в рассматриваемый период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако судом первой инстанции данные обстоятельства не исследовались, оценка правомерности начисления штрафа, исчисленного с суммы страховых взносов, подлежащих уплате в 2002 - 2004 гг., а также наличие (отсутствие) у предпринимателя, 1939 года рождения, обязанности по уплате данных страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии не давалась.
Кроме того, суду необходимо было проверить соблюдение управлением сроков обращения с иском о взыскании налоговых санкций, установленных ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2006 г. N Ф09-7116/06 по делу N А71-2560/2006
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7116/06