Екатеринбург |
|
15 мая 2006 г. |
Дело N Ф09-3719/06-С1 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Варламовой Т.В., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье Республики Башкортостан (далее - управление) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2005 по делу N А07-11132/05.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2" (далее - детский сад) - Филонич А.В. (доверенность от 11.05.2006).
Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с детского сада штрафа за предоставление недостоверных сведений о страховом стаже в сумме 29 131 руб. 50 коп.
Решением суда первой инстанции от 28.12.2005 (резолютивная часть от 21.12.2005; судья Галимова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом сделан необоснованный вывод о правомерности указания детским садом в документах персонифицированного учета (включение в стаж работы) кода территориальных условий "МКС" (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) и неправильно применена ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управлением проведена камеральная проверка достоверности представленных детским садом индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах за 2004 г. В ходе проверки управлением был установлен факт нарушения детским садом требований Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон), выразившийся в предоставлении недостоверных индивидуальных сведений за 2004 г. (в стаж работы необоснованно включен код территориальных условий "МКС").
По результатам проведенной проверки управлением составлен акт от 03.02.2005 N 2, на основании которого вынесено решение от 07.02.2005 N 1 о привлечении детского сада к ответственности по ст. 17 Закона в виде взыскания штрафа в сумме 29 131 руб. 50 коп. за необоснованное включение в стаж работы кода территориальных условий "МКС".
На основании вынесенного решения управлением в адрес детского сада было направлено требование от 21.03.2005 N 1 о добровольной выплате штрафа. Неисполнение детским садом в установленный срок данного требования явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что при проведении проверки управлением были нарушены требования, установленные ст. 101 Кодекса. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что детский сад правомерно представил индивидуальные сведения на застрахованных лиц с указанием территориальных условий с кодом "МКС".
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Обязанность страхователей представлять сведения об уплачиваемых страховых взносах и сведения о страховом стаже в органы Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 марта установлена ст. 11 Закона.
Согласно ст. 17 Закона за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.
В ст. 9 Кодекса указано, что органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом внебюджетные фонды пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.
Следовательно, нормы, содержащиеся в ст. 101 Кодекса, подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
На основании п. 1 ст. 101 Кодекса о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов указанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 6 ст. 101 Кодекса).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что детский сад не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, это нарушило его права и лишило возможности представить письменные объяснения или возражения по выявленным в ходе проверки правонарушениям.
Доказательств соблюдения требований, установленных ст. 101 Кодекса, при вынесении решения от 07.02.2005 N 1 управлением не представлено.
При таких обстоятельствах судом правильно определено, что, поскольку процедура привлечения к ответственности нарушена, основания для взыскания с детского сада штрафа отсутствуют.
Кроме того, суд обоснованно пришел к выводу о том, что детский сад правомерно представил индивидуальные сведения на застрахованных лиц с указанием территориальных условий с кодом "МКС" в целях надлежащего учета этих лиц в системе пенсионного страхования и реализации гарантий и компенсаций, установленных законодательством для данной категории работников.
Судом определено, что на работников предприятий и организаций, расположенных на территории, являющейся в настоящее время территорией закрытого административно-территориального образования г. Межгорье, выполняющих государственный заказ, а также на работников предприятий и учреждений, контролирующих и обслуживающих органов постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 N 487-152 распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1995 N 687 за лицами, проживающими и работающими в закрытом административно-территориальном образовании г. Межгорье Республики Башкортостан, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
"Детский сад N 2" является муниципальным учреждением, осуществляющим свою деятельность на территории закрытого административно-территориального образования г. Межгорье Республики Башкортостан, и на его работников распространяются льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Фактические обстоятельства дела судом кассационной инстанции не переоцениваются в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2005 по делу N А07-11132/05 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Т.В. Варламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.
В ст. 9 Кодекса указано, что органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом внебюджетные фонды пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.
Следовательно, нормы, содержащиеся в ст. 101 Кодекса, подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
На основании п. 1 ст. 101 Кодекса о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов указанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 6 ст. 101 Кодекса).
...
Доказательств соблюдения требований, установленных ст. 101 Кодекса, при вынесении решения от 07.02.2005 N 1 управлением не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2006 г. N Ф09-3719/06 по делу N А07-11132/2005
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3719/06