12 августа 2011 г. |
N Ф09-5010/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.02.2011 по делу N А34-5390/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - ОАО "Курганская генерирующая компания"); (ОГРН 1064501172416) - Прибылев А.С. (доверенность от 01.06.2011 N 108).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ОАО "Курганская генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными п. 2, 3, 4 решения антимонопольного органа от 05.10.2010 N 5 и предписания управления от 05.10.2010 N 73 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: товарищество собственников жилья N 4 Октябрьского РИК (далее - ТСЖ N 4), Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) и Курганская городская Дума (далее - Дума).
Решением суда от 25.02.2011 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными п. 2 и п. 4 решения управления от 05.10.2010 N 73 в части выдачи ОАО "Курганская генерирующая компания" предписания о прекращении нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного п. 61.1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109), при установлении ТСЖ N 4 платы за тепловую энергию путем произведения перерасчета платежей за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения, выставленных ТСЖ N 4 за период с января по август 2010 года включительно, в соответствии с п. 61.1 Постановления N 109. Предписание управления от 05.10.2010 N 73 признано недействительным в части прекращения ОАО "Курганская генерирующая компания" в месячный срок со дня получения данного предписания нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного п. 61.1 Постановления N 109, при установлении ТСЖ N 4 платы за тепловую энергию путем произведения перерасчета платежей за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения, выставленных ТСЖ N 4 за период с января по август 2010 года включительно, в соответствии с п. 61.1 Постановления N 109. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит указанные судебные акты изменить в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 47, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Антимонопольный орган полагает, что при расчете платы за горячее водоснабжение при наличии прибора учета тепловой энергии тариф на тепловую энергию в размере 1134,12 руб./Гкал, установленный постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.11.2009 N 33-39, подлежит умножению на объем тепловой энергии, определенной по прибору учета тепловой энергии, и указывает, что нормативы могут применяться только в случае отсутствия приборов учета. Заявитель кассационной жалобы полагает, что, поскольку тариф на горячую воду, установленный Думой, рассчитан на основании норматива потребления тепловой энергии, этот тариф подлежит применению при условии отсутствия у исполнителя коммунальных услуг общедомового прибора учета тепловой энергии, позволяющего определять размер платы за подогрев, исходя из фактического расхода тепловой энергии, в связи с чем в правоотношениях ТСЖ N 4 и общества по вопросу оплаты тепловой энергии в горячей воде, не могут быть применены п. 47, 48 Основ ценообразования. Кроме того, управление полагает, что выводы судов противоречат нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Поскольку судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований антимонопольным органом не оспариваются, их законность в указанной части судом кассационной инстанции не проверяется.
ОАО "Курганская генерирующая компания" представило письменный отзыв, в котором указало, что не согласно с доводами, содержащимися в кассационной жалобе, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их в силе.
Как следует из материалов дела, ОАО "Курганская генерирующая компания" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии.
Между открытым акционерным обществом "ЭнергоКурган" (энергоснабжающая организация) и Жилищно-строительным кооперативом N 4 Октябрьского РИК (далее - ЖСК N 4) (правопредшественник ТСЖ N 4; абонент) 21.07.2008 заключен договор энергоснабжения N 1490, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация передает абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент принимает и оплачивает ее в соответствии с условиями договора (п. 1.1 договора).
В силу п. 1.3 договора и Приложения N 1 к нему договор заключен на энергоснабжение жилого дома N 171 по ул. Куйбышева в г. Кургане. Условиями договора предусмотрено, что тепловая энергия подается абоненту на отопление и горячее водоснабжение, а учет тепловой энергии производится на основании общедомового прибора учета, установленного на тепловом вводе абонента в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (п. 4.2 договора, Приложения N 3 и N 6 к договору).
В соответствии с п. 5.1 договора расчет за тепловую энергию производится абонентом по тарифам соответствующей группы потребителей, утвержденным уполномоченным органом государственного регулирования цен и тарифов. Установленные п. 6.1 договора условия оплаты предусматривают осуществление предварительной оплаты теплоэнергии (оплата производится следующими периодами: до 10 числа месяца, в котором производится поставка, - 30% от договорного объема тепловой энергии текущего месяца; до 20 числа месяца, в котором производится поставка, - 30% от договорного объема тепловой энергии текущего месяца; окончательный расчет - до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании данных учета и сальдо между произведенными платежами и начислениями по выставленному счету-фактуре). Права и обязанности энергоснабжающей организации по этому договору соглашением от 01.10.2009, вступившим в силу с 01.01.2010, переданы ОАО "Курганская генерирующая компания".
В период с января по август 2010 года учет поставляемой в соответствии с указанным договором тепловой энергии осуществлялся как в Гкал, так и куб. м, что следует из отчетов о потреблении воды и тепловой энергии в системе горячего водоснабжения.
В счетах-фактурах за этот же период плата за тепловую энергию определялась ОАО "Курганская генерирующая компания" исходя из объема потребления в куб. м и тарифа в размере 59,39 руб. /куб. м без НДС, а плата за горячее водоснабжение и за отопление - исходя из объема воды в куб. м и тарифа на горячее водоснабжение, установленного Решением Думы от 25.11.2009 N 310 в размере 70,08 руб. /куб. м, который, в свою очередь, складывается из тарифа на холодное водоснабжение (14,96 руб. /куб. м) и платы за подогрев воды (55,12 руб. /куб. м). Плата за подогрев воды определялась исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды в месяц, установленного постановлением Администрации г. Кургана от 26.12.2003 N 38 в размере 0,0486 Гкал/куб. м, и тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.11.2009 N 33-39 в размере 1134,12 руб. /Гкал.
ТСЖ N 4 13.07.2010 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия ОАО "Курганская генерирующая компания" по установлению платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение.
На основании приказа руководителя управления от 13.08.2010 N 125 в отношении ОАО "Курганская генерирующая компания" возбуждено дело N 73 о нарушении ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением принято решение от 22.09.2010 (в полном объеме изготовлено 05.10.2010), которым ОАО "Курганская генерирующая компания" признано доминирующим на рынке производства и передачи тепловой энергии в географических границах присоединенной сети на территории г. Кургана (п. 1 решения). В действиях ОАО "Курганская генерирующая компания", выразившихся в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного п. 61.1 Постановления N 109, при установлении ТСЖ N 4 платы за тепловую энергию, установлено нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ (п. 2 решения). В действиях ОАО "Курганская генерирующая компания", выразившихся во включении в п. 6.1 договора энергоснабжения N 1490 условия о предварительном порядке оплаты тепловой энергии, противоречащего п. 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (далее - Порядок расчетов за тепловую энергию и природный газ), установлено нарушение ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ (п. 3 решения). Также решено выдать ОАО "Курганская генерирующая компания" предписание о прекращении нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного п. 61.1 Постановления N 109, при установлении ТСЖ N 4 платы за тепловую энергию, о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося во включении в договор энергоснабжения N 1490 условия о предварительном порядке оплаты тепловой энергии, противоречащего п. 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, путем совершения следующих действий: 1) произведения перерасчета платежей за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения, выставленных ТСЖ N 4 за период с января по август 2010 года включительно в соответствии с п. 61.1 Постановления N 109; 2) недопущения требования от ТСЖ N 4 исполнения пункта 6.1 договора энергоснабжения N 1490 (п. 4 решения).
ОАО "Курганская генерирующая компания" выдано предписание от 05.10.2010 N 73, которым предписано в месячный срок со дня получения предписания прекратить нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного п. 61.1 Постановления N 109, при установлении ТСЖ N 4 платы за тепловую энергию, а также прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся во включении в договор энергоснабжения N 1490 условия о предварительном порядке оплаты тепловой энергии, противоречащего п. 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, путем совершения следующих действий: 1) произвести перерасчет платежей за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения, выставленных ТСЖ N 4 за период с января по август 2010 года включительно в соответствии с п.61.1 Постановления N 109; 2) не допускать требования от ТСЖ N 4 исполнения пункта 6.1 договора энергоснабжения N 1490.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ОАО "Курганская генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным п. 2 и 4 решения управления от 05.10.2010 N 73 и предписания в указанной части, суды исходили из отсутствия нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ в действиях ОАО "Курганская генерирующая компания", выразившихся в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного п. 61.1 Постановления N 109, при установлении ТСЖ N 4 платы за тепловую энергию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в оставшейся части, суды исходили из доказанности доминирующего положения ОАО "Курганская генерирующая компания" на рынке передачи и производства тепловой энергии и нарушения им требований ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ ввиду включения в п. 6.1 договора энергоснабжения N 1490 условия о предварительном порядке оплаты тепловой энергии, противоречащего п. 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным актом прав и законных интересов заявителя (ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Пунктом 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО "Курганская генерирующая компания" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, занимает доминирующее положение на указанном рынке.
Кроме того, согласно материалам дела ОАО "Курганская генерирующая компания" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по виду деятельности "Передача тепловой энергии, производство тепловой энергии", с определением доли - более 50 процентов.
При таких обстоятельствах суды правильно указали, что на ОАО "Курганская генерирующая компания" распространяются ограничения и запреты, установленные ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Суды с учетом того, что ОАО "Курганская генерирующая компания" осуществляет эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг, в частности, горячего водоснабжения, правильно указали, что данное общество относится к организациям коммунального комплекса.
Из содержания ч. 2 ст. 1 Закона N 210-ФЗ следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в частности, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Пунктом 6 Основ ценообразования предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду, на горячую воду, на водоотведение, на очистку сточных вод, на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Согласно п. 7 Основ ценообразования тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования установлено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской в Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Исходя из ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Судами установлено, что в состав тарифа на горячую воду, установленного Решением Думы от 25.11.2009 N 310, включается стоимость холодной воды - 14,96 руб./куб.м с НДС) и расход на подогрев воды - 55,12 руб./куб.м (с НДС). При этом расход на подогрев воды рассчитывается как произведение норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м. воды в месяц (0,0486 Гкал/куб.м) на тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО "Курганская генерирующая компания", установленный по группе "Население" постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.11.2009 N 33-39 (1134,12 руб./Гкал.)
Из материалов дела следует, что ОАО "Курганская генерирующая компания" при выставлении ТСЖ N 4 счетов на оплату оказанных услуг по горячему водоснабжению определяло размер такой платы как произведение определяемого по приборам учета объема воды и тарифа на горячую воду, установленного решением Думы от 25.11.2009 N 310 "Об установлении с 01.01.2010 тарифа на горячую воду и определении размера платы за отопление и горячее водоснабжение для потребителей услуг ОАО "Курганская генерирующая компания" в жилищном секторе (многоквартирных жилых домах) на территории муниципального образования города Кургана" (указанным решением для потребителей услуг, оказываемых заявителем, на 2010 год установлен тариф на горячую воду в жилищном секторе в размере 70,08 руб./куб.м, включающий стоимость холодной воды (14,06 руб./куб.м) и стоимость расходов на подогрев воды (55,12 руб./куб.м)).
В свою очередь, плата за подогрев воды определена как произведение норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды в месяц (норматив в размере 0,0486 Гкал/куб.м определен постановлением администрации г. Кургана от 26.12.2003 N 38) и тарифа на тепловую энергию (утвержден постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.11.2009 N 33-39 в размере 1134,12 руб./Гкал с НДС или 961,12 руб. без НДС).
Делая вывод о наличии в действиях ОАО "Курганская генерирующая компания" нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного п. 61.1 Постановления N 109, при установлении ТСЖ N 4 платы за тепловую энергию, антимонопольный орган исходил из того, что расчет платы за горячее водоснабжение, включающий подогрев воды, неправомерно определен ОАО "Курганская генерирующая компания" исходя из норматива расхода тепловой энергии, поскольку в основу такого расчета должно быть положено количество тепловой энергии на подогрев воды, определяемой по приборам учета.
Вместе с тем, проанализировав приведенный ОАО "Курганская генерирующая компания" расчет платы за горячее водоснабжение, установленный для ТСЖ N 4, суды правильно указали, что он является законным, обоснованно произведен исходя из фактического (определяемого по приборам учета) объема воды и тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного Думой.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что установление тарифа не отнесено к полномочиям общества, суды правомерно указали, что действия ОАО "Курганская генерирующая компания" по применению тарифа, установленного уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке, не может быть квалифицировано как нарушение порядка ценообразования, в том числе и в случае неверного определения тарифа уполномоченным органом.
Кроме того, суды сделали обоснованный вывод о правильности определения ОАО "Курганская генерирующая компания" размера платы за подогрев воды, входящей в состав тарифа, исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды в месяц, поскольку она соответствует действующему законодательству, и правомерно указали, что такое определение размера платы за подогрев воды обусловлено тарифом на горячее водоснабжение, установленным Думой, действующим в отношении всех потребителей услуг ОАО "Курганская генерирующая компания" в жилищном секторе на территории муниципального образования г. Кургана, а не в отношении конкретного жилого дома.
С учетом вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности нарушения ОАО "Курганская генерирующая компания" требований, установленных п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявленные требования и признали недействительными решение антимонопольного органа от 05.10.2010 N 73 в части признания ОАО "Курганская генерирующая компания" нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ (п. 2 решения) и в части выдачи ему предписания о прекращении нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ (п. 4 решения) и предписания управления от 05.10.2010 N 73 в части прекращения ОАО "Курганская генерирующая компания" нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они уже были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка в оспариваемых судебных актах, оснований для их переоценки у кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.02.2011 по делу N А34-5390/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод о наличии в действиях ОАО "Курганская генерирующая компания" нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного п. 61.1 Постановления N 109, при установлении ТСЖ N 4 платы за тепловую энергию, антимонопольный орган исходил из того, что расчет платы за горячее водоснабжение, включающий подогрев воды, неправомерно определен ОАО "Курганская генерирующая компания" исходя из норматива расхода тепловой энергии, поскольку в основу такого расчета должно быть положено количество тепловой энергии на подогрев воды, определяемой по приборам учета.
Вместе с тем, проанализировав приведенный ОАО "Курганская генерирующая компания" расчет платы за горячее водоснабжение, установленный для ТСЖ N 4, суды правильно указали, что он является законным, обоснованно произведен исходя из фактического (определяемого по приборам учета) объема воды и тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного Думой.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что установление тарифа не отнесено к полномочиям общества, суды правомерно указали, что действия ОАО "Курганская генерирующая компания" по применению тарифа, установленного уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке, не может быть квалифицировано как нарушение порядка ценообразования, в том числе и в случае неверного определения тарифа уполномоченным органом.
Кроме того, суды сделали обоснованный вывод о правильности определения ОАО "Курганская генерирующая компания" размера платы за подогрев воды, входящей в состав тарифа, исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды в месяц, поскольку она соответствует действующему законодательству, и правомерно указали, что такое определение размера платы за подогрев воды обусловлено тарифом на горячее водоснабжение, установленным Думой, действующим в отношении всех потребителей услуг ОАО "Курганская генерирующая компания" в жилищном секторе на территории муниципального образования г. Кургана, а не в отношении конкретного жилого дома.
С учетом вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности нарушения ОАО "Курганская генерирующая компания" требований, установленных п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявленные требования и признали недействительными решение антимонопольного органа от 05.10.2010 N 73 в части признания ОАО "Курганская генерирующая компания" нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ (п. 2 решения) и в части выдачи ему предписания о прекращении нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ (п. 4 решения) и предписания управления от 05.10.2010 N 73 в части прекращения ОАО "Курганская генерирующая компания" нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2011 г. N Ф09-5010/11 по делу N А34-5390/2010