16 августа 2011 г. |
N Ф09-1556/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Ященок Т. П., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евро-Машины" (далее - общество); (ОГРН 1094501000857) на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.12.2010 по делу N А34-3595/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Курганской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - таможня) - Бородин Н.В. (доверенность от 12.01.2011 N 04-19/86), Шалабонов С.А. (доверенность от 12.01.2011 N 04-19/76).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к таможне о возврате излишне взысканной суммы таможенных платежей, исчисленных по КТС -1 N 0623220 N 10501080/120809/0002597 в сумме 151 633,47 руб., КТС-1 N 0618814 - 111 596,07 руб., КТС-2 N 0605599 N 10501080/120809/0002598 - 43 824, 50 руб., КТС-1 N 0623219 - 91 650,28 руб., КТС-2 N 0605597 N 10501080/130809/0002610 - 63 411, 05 руб., КТС-1 N 0618831, N 10501080/220909/0003341 - 80 196,20 руб., КТС-1 N 0620584 N 10501080/220909/0003344 - 36 436,88 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 27.12.2010 (судья Крепышева Т.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что непредставление им прайс-листов и экспортных грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) не влияет на таможенную стоимость товаров и не доказывает невозможность применения первого (основного) метода определения таможенной стоимости. Заявитель ссылается на то, что заявленные им сведения о таможенной стоимости товаров являются достоверными, представленные декларантом экспертизы, произведенные ООО Консалтинговая группа "Бизнес-Стандарт", соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности. Заявитель полагает, что таможенные пошлины, налоги по ГТД N 10501080/120809/0002597(далее - ГТД N 2597), ГТД N 10501080/120809/0002598 (далее - ГТД N 2598), ГТД N 10501080/130809/0002610 (далее - ГТД 2610), ГТД N 10501080/220909/0003341 (далее - ГТД N 3341), ГТД N 10501080/220909/0003344 (далее - ГТД N 3344) рассчитаны таможней в размерах, не соответствующих законодательству Российской Федерации, в связи с чем являются излишне взысканными (уплаченными) и подлежат возврату заявителю.
Таможня представила письменный отзыв, в котором указывает, что не согласна с доводами, изложенными в кассационной жалобе, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их в силе.
Как следует из материалов дела, предметом внешнеторгового договора купли-продажи от 06.07.2009 N 06-07, заключенного между компанией "TVB Truck ermietung Blumberg GmbH" (Германия) и обществом, является грузовой автомобиль DAF ТЕ95XF.
По ГТД N 2597 в рамках указанного контракта оформлена поставка товара "седельный тягач DAF TE95XF, год выпуска 2005, объем двигателя 12580 куб.см, мощность 483 л.с.", код ТН ВЭД - 8701209017. Страна происхождения - Нидерланды. Вес нетто 7580 кг, заявленная таможенная стоимость - 651614,05 руб. (14 500 евро) на условиях поставки DAF-Санкт-Петербург.
Обществом с целью подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости задекларированного товара при таможенном оформлении представлены: контракт от 06.07.2009 N 06-07, счет от 06.07.2009 N 55337, платежное поручение от 13.07.2009 N 41, выписка из лицевого счета от 14.07.2009, паспорт автомобиля (том 2, л.д. 105-127).
Общество произвело перечисление денежного залога в сумме 1 000 000 руб. и 770 000 руб. платежными поручениями от 05.08.2009 N 77 и от 24.08.2009 N 80 (том 7, л.д. 1-3).
Кроме того, обществом 08.07.2009 заключен внешнеторговый контракт N 08-07 с компанией "V.Wall - Nutzfahrzeuge" (Германия), предметом которого являются полуприцепы Krone и грузовой автомобиль Volvo FH12.
По ГТД N 2598 в рамках указанного контракта оформлена поставка товара N 1: "полуприцеп Krone SDP27, год выпуска 2005, 2 единицы", код ТН ВЭД России - 8716398006, товара N 2: "полуприцеп Krone SD, год выпуска 2006", код ТН ВЭД России - 8716393001. Страна происхождения товаров - Германия. Вес нетто товара N 1 составил 13430 кг, заявленная таможенная стоимость - 561 736,25 руб. (12500 евро), вес нетто товара N 2 - 7500 кг, таможенная стоимость - 314 572,30 руб. (7000 евро), на условиях поставки DAF-Санкт - Петербург.
Обществом с целью подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости задекларированных товаров в ходе таможенного оформления представлены: контракт от 08.07.2009 N 08-07, счета от 08.07.2009 N 382/07/2009, 383/07/2009, 384/07/2009, платежные поручения от 13.07.2009 N 52, от 16.07.2009 N 58, выписки из лицевых счетов от 13.07.2009 и от 16.07.2009, паспорта транспортных средств (т. 3, л.д. 1-36).
Общество произвело перечисление денежного залога в сумме 770 000 руб. платежным поручением от 24.08.2009 N 80 (том 7, л.д. 12-13).
Между обществом и компанией "Wezenberg Atrop BV" (Нидерланды) заключен внешнеторговый договор купли-продажи от 03.07.2009 N 03-07, предметом которого являются грузовой автомобиль Volvo FH12 6х2Т и полуприцеп тентованный Pacton ТЗ-001.
По ГТД N 2610 в рамках указанного контракта оформлена поставка товара N 1: "полуприцеп Pacton ТЗ-001, год выпуска 2005", код ТН ВЭД - 8716398006, страна происхождения - Нидерланды, товара N 2: "седельный тягач Volvo FH12 6х2Т, год выпуска 2005, объем двигателя 12130 см3, мощность двигателя 309 кВт", код ТН ВЭД - 8701209017, страна происхождения Швеция. Вес нетто товара N 1 составил 6600 кг, заявленная таможенная стоимость - 263 179,26 руб. (5700 евро), вес нетто товара N 2 - 8350 кг, таможенная стоимость - 923 436 руб. (20000 евро), на условиях поставки DAF-Санкт-Петербург.
Заявителем с целью подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости задекларированного товара в ходе таможенного оформления представлены следующие документы: контракт от 03.07.2009 N 03-07, счета от 03.07.2009 N 2009-001 и от 03.07.2009 N 2009-002, платежные поручения от 08.07.2009 N 40, от 10.07.2009 N 45, выписки из лицевого счета от 08.07.2009 и от 10.07.2009, паспорта транспортных средств (том 4, л.д. 1-30).
Платежным поручением от 24.08.2009 N 80 общество произвело перечисление денежного залога в сумме 770 000 руб. (том 7, л.д. 25-27).
Предметом внешнеторгового контракта от 08.07.2009 N 08-07, заключенного между компанией "V.Wall - Nutzfahrzeuge" (Германия) и обществом, является грузовой автомобиль Volvo FH-4x2T. По ГТД N 3341 в рамках указанного контракта оформлена поставка товара "седельный тягач Volvo FH-12, год выпуска 2005, объем двигателя 12130 см3, мощность 460 л.с.", код ТН ВЭД - 8701209017. Страна происхождения - Швеция. Вес нетто товара составил 8037 кг, заявленная таможенная стоимость - 868 78,45 руб. (19500 евро) на условиях поставки DAF-Санкт-Петербург.
Обществом с целью подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости задекларированного товара в ходе таможенного оформления представлены документы: контракт от 08.07.2009 N 08-07, дополнительное соглашение от 19.08.2009 N 1 к контракту, дополнительное соглашение от 08.09.2009 N 2 к контракту, счет от 17.07.2009 N 399/07/2009, платежные поручения от 23.07.2009 N 59 и от 14.09.2009 N 97, выписки из лицевого счета от 23.07.2009 и от 14.09.2009, паспорта транспортных средств (т. 5, л.д. 1-23).
Платежным поручением от 29.09.2009 N 96 общество перечислило денежный залог в сумме 214 849,03 руб. (том 7, л.д. 39-40).
Предметом внешнеторгового контракта от 21.08.2009 N 21-08, заключенного между компанией "Jurgen Lod Handel und Vermittlung von Nutzfahrzeugen und Baumaschinen" (Германия) и обществом, является прицеп Krone SDR27. По ГТД N 3344 в рамках указанного контракта оформлена поставка товара "полуприцеп Krone SDR27, год выпуска 2004, без холодильного агрегата", код ТН ВЭД - 8716398006. Страна происхождения - Германия. Вес нетто товара 9100 кг, заявленная таможенная стоимость - 423 007,45 руб. (9500 евро) на условиях поставки DAF-Санкт-Петербург.
Обществом с целью подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости задекларированного товара в ходе таможенного оформления представлены: контракт от 21.08.2009 N 21-08, счет от 21.08.2009 N 684, платежное поручение от 31.08.2009 N 83, выписка из лицевого счета от 01.09.2009, паспорт транспортного средства (т. 6, л.д. 1-23).
Платежным поручением от 29.09.2009 N 96 обществом произведено перечисление денежного залога в сумме 214 849,03 руб. (т. 7, л.д. 49-50).
Заявителем определена и заявлена таможенная стоимость всех ввезенных обществом транспортных средств с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (по первому методу), установленного ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе).
Таможней в ходе проверки представленных декларантом документов выявлены признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
В частности, таможенным органом установлено, что в счете на поставку товара от 17.07.2009 N 399/07/2009 (ГТД N 3341) отсутствует ссылка на внешнеторговый контракт от 08.07.2009 N 08-07, а также на условия поставки товаров; установлено значительное отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
На основании п. 4 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) у декларанта по всем перечисленным ГТД таможней были запрошены дополнительные документы, необходимые для подтверждения величины и структуры таможенной стоимости, в частности: акт независимой экспертизы, подтверждающей год выпуска, идентификацию товаров, степень эксплуатационного износа и наличия повреждений, а также их влияние на стоимость товаров; экспортная ГТД страны вывоза с отметками таможенных органов; прайс-лист продавца товаров; договор на транспортировку товаров, а также счета, либо иные документы по оплате транспортировки.
В ответ на запросы таможенного органа обществом были представлены:
- по ГТД N 2597 - отчет об определении таможенной стоимости ООО Консалтинговая группа "Бизнес-Стандарт" N 17-2/02/09, письмо от продавца о стоимости услуг транспортировки товара до пункта прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, паромная квитанция от 25.07.2009 (т. 2, л.д. 154-203);
- по ГТД N 2598 - отчет об определении таможенной стоимости ООО Консалтинговая группа "Бизнес-Стандарт" N 17-1/02/09, письмо от продавца о стоимости услуг транспортировки товара до пункта прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, паромная квитанция от 25.07.2009 (том 3, л.д. 77-128);
- по ГТД N 2610 - отчет об определении таможенной стоимости ООО Консалтинговая группа "Бизнес-Стандарт" N 17-3/02/09, письмо от продавца о стоимости услуг транспортировки товара до пункта прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, паромная квитанция от 25.07.2009 (том 4, л.д. 61-120);
- по ГТД N 3341 - отчет об определении таможенной стоимости ООО Консалтинговая группа "Бизнес-Стандарт" N 22-1/02/09, письмо от продавца о стоимости услуг транспортировки товара до пункта прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, паромная квитанция от 05.09.2009 (т. 5, л. д. 65-108);
- по ГТД N 3344 - отчет об определении таможенной стоимости ООО Консалтинговая группа "Бизнес-Стандарт" N 22-2/02/09, письмо от продавца о стоимости услуг транспортировки товара до пункта прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, паромная квитанция от 05.09.2009 (т. 6, л.д. 65-110);
При этом общество не представило экспортные ГТД страны вывоза с отметками таможенных органов и прайс-листы продавцов товаров, сославшись на то, что передача таких документов не предусмотрена внешнеторговым контрактом, что прайс-лист у продавца отсутствует и экспортная ГТД не предоставляется (т. 2, л.д. 154; т. 3, л.д. 77; т. 4, л.д. 61; т. 5, л.д. 65; т.6, л.д. 65).
Таможней на основании ст. 378 Таможенного кодекса назначены экспертизы в Экспертно-криминалистической службе Регионального филиала ЦЭКТУ (г. Екатеринбург) с целью определения свободной рыночной стоимости транспортных средств, заявленных по ГТД, на внутреннем рынке Германии.
По ГТД N 2597 экспертиза назначена на 18.08.2009; согласно заключению эксперта от 11.09.2009 N 01-13/594 свободная рыночная стоимость ввезенного седельного тягача DAF TE95XF на внутреннем рынке Германии по состоянию на 12.08.2009 (дату декларирования товара) составляет 23 695,58 евро, или 1 064 853,30 руб. (т. 2, л.д. 146-150), что на 63,4% выше заявленной декларантом таможенной стоимости.
По ГТД N 2598 экспертиза назначена на 18.08.2009, согласно заключению эксперта от 11.09.2009 N 01-13/596 свободная рыночная стоимость ввезенных полуприцепов на внутреннем рынке Германии по состоянию на 12.08.2009 (дату декларирования товаров) составляет для KRONE SDP27 - 10 299,16 евро, или 462 832,92 руб., для: KRONE SD - 10 141,34 евро, или 455 740,66 руб. (т. 3, л.д. 66-71), что соответственно на 64,8% и 44,9% выше заявленной декларантом таможенной стоимости.
По ГТД N 2610 экспертиза назначена на 18.08.2009; согласно заключению эксперта от 11.09.2009 N 01-13/595 свободная рыночная стоимость ввезенных товаров на внутреннем рынке Германии по состоянию на 13.08.2009 (дату декларирования) составляет для полуприцепа PACTON ТЗ-001 - 12 150 евро или 560 987,37 руб., для седельного тягача VOLVO FH12.420 - 23 580 евро или 10 887 31,04 руб. (т. 4, л.д. 50-55), что соответственно на 113,2% и 17,9% выше заявленной декларантом таможенной стоимости.
По ГТД N 3341 экспертиза назначена на 29.09.2009; согласно заключению эксперта от 27.10.2009 N 01-13/680 свободная рыночная стоимость седельного тягача VOLVO FH 12.460 на внутреннем рынке Германии по состоянию на 22.09.2009 (дату декларирования) составляет - 24 300 евро или 10 820 08,53 руб. (т. 5, л.д. 47-51), что на 24,6% выше заявленной декларантом таможенной стоимости.
По ГТД N 3344 экспертиза назначена на 29.09.2009; согласно заключению эксперта от 23.12.2009 N 01-13/785 свободная рыночная стоимость полуприцепа KRONE SDR27 на внутреннем рынке Германии по состоянию на 22.09.2009 (дату декларирования) составляет - 11 880 евро или 528 981,95 руб. (т. 6, л.д. 54-58), что на 25,1% выше заявленной декларантом таможенной стоимости.
Таможня, установив, что между продавцом и покупателем имеются условия или обязательства, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, отказала декларанту в применении метода по стоимости сделки и предложила произвести пересчет таможенной стоимости и определить ее с использованием методов со 2 по 6 (дополнения N 1 к ДТС-1). Данное решение в соответствии с п. 14 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета России от 05.12.2003 N 1399, выражено в записи "ТС подлежит корректировке" в поле "Для отметок таможни" декларации таможенной стоимости (ДТС-1), где также приведено обоснование принятого решения о неправомерном использовании выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости (на основании п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 01.09.2006 N 829, данные сведения указаны на дополнительном листе, являющемся неотъемлемой частью ДТС); (т. 2 л.д. 34-38, 43-48, 53-58, 63-68, 73-78).
Таможня предложила обществу с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости и проведения консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товара (в случае возникновения необходимости в проведении таковой) прибыть в таможню с заполненным заявлением согласно Приложению 4 Положения о контроле таможенной стоимости, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК от 05.12.2003 N 1399, в течение 5 рабочих дней после получения решения - уведомления от 17.09.2009 N 10501080 (т. 2 л.д. 144, т. 3 л.д. 72, т. 4 л.д. 56, т. 5 л.д. 61, т. 6 л.д. 60).
Согласно заявлениям от 18.09.2009 декларант отказался от определения таможенной стоимости другим методом по всем ГТД и от проведения консультаций по выбору метода (т. 2 л.д. 145, т. 3 л.д. 73, т. 4 л.д. 57, т. 5 л.д. 62, т. 6 л.д. 61).
Ввиду отказа общества от определения таможенной стоимости иным методом и отказа от проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости таможня произвела самостоятельное определение таможенной стоимости по 6 методу определения таможенной стоимости на основании метода сложения данных о стоимости товаров на внутреннем рынке страны вывоза (с использованием заключений экспертиз от 11.09.2009 N 01-13/594, от 11.09.2009 N 01-13/596, от 11.09.2009 N 01-13/595, от 27.10.2009 N 01-13/680, от 23.12.2009 N 01-13/785) с данными о расходах на транспортировку товаров до места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, представленных декларантом.
Таможней в порядке, определенном п. 7, 21 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, приняты решения о корректировке таможенной стоимости путем применения 6 метода определения таможенной стоимости, которые отражены в виде записи "ТС принята" в заполненных декларациях таможенной стоимости (ДТС-2).
Таможней по каждой спорной ГТД заполнены формы корректировки таможенной стоимости - КТС-1 и КТС-2, согласно которым по ГТД N 2597 подлежало доплате 151 633,47 руб. (т. 2 л.д. 152- 153), по ГТД N 2598 подлежало доплате 155 420,57 руб. (т. 3 л.д. 75-76), по ГТД N 2610 подлежало доплате 155 061,33 руб. (т. 4 л.д. 59-60), по ГТД N 3341 подлежало доплате 80196,20 руб. (т. 5 л.д. 64), по ГТД N 3344 подлежало доплате 364 36,88 руб. (т. 6 л.д. 63-64).
В связи с тем, что в соответствии со ст. 345 Таможенного кодекса уплата таможенных платежей в отношение ввезенного товара была обеспечена денежным залогом, по ГТД N 2597, 2598, 2610 от общества в таможню 24.09.2009 поступили заявления о зачете денежных средств (т. 7, л.д. 8, 21, 35), в которых декларант просил осуществить зачет денежных средств в счет погашения задолженности, образовавшейся в связи с корректировкой таможенной стоимости.
Таможней 25.09.2010 приняты решения о зачете денежных средств N 181 на сумму 151 633,47 руб. (по ГТД N 2597), N 183 на сумму 155 420,57 руб. (по ГТД N 2598), N 182 на сумму 155 061,33 руб. (по ГТД N 2610) (т. 7, л.д. 9, 22, 36).
При этом по ГТД N 3341 и N 3344 в связи с изменениями в ст. 345 Таможенного кодекса после обнаружения фактов неисполнения обществом обязательств по уплате таможенных платежей в одностороннем порядке таможней приняты решение от 05.11.2009 N 201 о зачете денежных средств на сумму 80 196,20 руб. по ГТД N 3341 и решение от 27.01.2010 N 012 о зачете денежных средств на сумму 364 36,88 руб. по ГТД N 3344 (т. 7, л.д. 45, 57), о чем таможня уведомила декларанта письмами от 06.11.2009 N 07-38/12028 и от 01.02.2010 N 07-35/820 (т. 8, л.д. 73-74).
Считая, что таможенные платежи по ГТД N 2597, 2598, 2610, 3341, 3344 рассчитаны таможней в размерах, не соответствующих законодательству Российской Федерации, и оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось, общество обратилось в суд с заявлением об обязании таможни возвратить излишне взысканную сумму таможенных платежей по пяти ГТД в общей сумме 578 748,45 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии доказательств излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин по ГТД N 2597, 2598, 2610, 3341, 3344.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 1 ст. 355 Таможенного кодекса предусмотрено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.
В силу п. 2 названной статьи излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей (п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса).
В соответствии с ч. 3 ст. 323 Таможенного кодекса таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
При этом п. 2 ст. 367 Таможенного кодекса установлено, что проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 323 Таможенного кодекса, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
В соответствии с ч. 5 ст. 323 Таможенного кодекса при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
Согласно ч. 7 ст. 323 Таможенного кодекса в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Кроме того, отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара (абз. 3 п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
В силу п. 2 ст. 12 Закона о таможенном тарифе первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 названного Закона. При этом положения, установленные ст. 19 данного Закона, применяются с учетом положений, установленных ст. 19.1 указанного Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст. 20 и 21 Закона о таможенном тарифе, применяемыми последовательно.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст. 20 и 21 Закона о таможенном тарифе, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст. 22 и 23 данного Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст. 22 и 23 названного Закона.
Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 Закона о таможенном тарифе.
Согласно п. 3, 5 ст. 12 Закона о таможенном тарифе таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Положения данного Закона не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений.
Как следует из материалов дела, заявленная обществом таможенная стоимость ввезенных по ГТД N 2597, 2598, 2610, 3341, 3344 товаров документально не подтверждена и значительно отличалась от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у таможни законных оснований для запроса у общества дополнительных документов с целью подтверждения таможенной стоимости ввезенного товара.
Таможней у общества были запрошены акт независимой экспертизы, подтверждающей год выпуска, идентификацию товаров, степень эксплуатационного износа и наличие повреждений, а также их влияние на стоимость товаров; экспортная ГТД страны вывоза с отметками таможенных органов, прайс-лист продавца товаров; договор на транспортировку товаров, а также счета или иные документы по оплате услуг транспортировки.
Обществом частично были представлены документы и сведения, запрошенные таможней. Запрошенные таможней экспортные ГТД и прайс-листы продавцов обществом не представлены.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что необходимые достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, обществом не представлены.
При этом представленные документы, в том числе отчеты об определении таможенной стоимости ООО Консалтинговая группа "Бизнес-Стандарт", не устранили выявленных таможней неточностей относительно условий поставки товаров и величине их стоимости.
При этом в связи с отсутствием у таможни необходимой информации и документов для определения таможенной стоимости с применением 1 - 5 методов определения таможенной стоимости, таможня для определения таможенной стоимости товара обоснованно использовала 6 (резервный) метод.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали правильный вывод о том, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара по ГТД N 2597, 2598, 2610, 3341, 3344 являются законными и обоснованными.
Следовательно, таможня обоснованно определила доплату сумм таможенных платежей: по ГТД N 2597 - 151 633,47 руб., по ГТД N 2598 - 155 420,57 руб., по ГТД N 2610 - 155 061,33 руб., по ГТД N 3341 - 80 196,20 руб., по ГТД N 3344 - 36 436,88 руб.
Таким образом, суды правильно указали, что размер уплаченных по названным ГТД таможенных платежей не превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возврата таможенных платежей.
При таких обстоятельствах, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 27.12.2010 по делу N А34-3595/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евро-Машины" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что необходимые достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, обществом не представлены.
При этом представленные документы, в том числе отчеты об определении таможенной стоимости ООО Консалтинговая группа "Бизнес-Стандарт", не устранили выявленных таможней неточностей относительно условий поставки товаров и величине их стоимости.
При этом в связи с отсутствием у таможни необходимой информации и документов для определения таможенной стоимости с применением 1 - 5 методов определения таможенной стоимости, таможня для определения таможенной стоимости товара обоснованно использовала 6 (резервный) метод.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали правильный вывод о том, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара по ГТД N 2597, 2598, 2610, 3341, 3344 являются законными и обоснованными.
Следовательно, таможня обоснованно определила доплату сумм таможенных платежей: по ГТД N 2597 - 151 633,47 руб., по ГТД N 2598 - 155 420,57 руб., по ГТД N 2610 - 155 061,33 руб., по ГТД N 3341 - 80 196,20 руб., по ГТД N 3344 - 36 436,88 руб.
Таким образом, суды правильно указали, что размер уплаченных по названным ГТД таможенных платежей не превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возврата таможенных платежей."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2011 г. N Ф09-1556/11 по делу N А34-3595/2010