17 августа 2011 г. |
N Ф09-4998/11 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2011 г. N 17АП-1966/11
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Дубровского В.И., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октан-Сервис" (ОГРН 1036602120323, ИНН 6634008699) (далее - общество "Октан-Сервис", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2011 по делу N А60-43676/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Октан-Сервис" - Тимофеева Е.Б. (доверенность от 01.08.2011).
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Октан-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 14.09.2010 N 166 (далее - решение инспекции) в части взыскания единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 4390 руб., земельного налога в сумме 49 301 руб., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 15 118 руб., налога на прибыль в сумме 296 848 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 6157 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 21.03.2011 (судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части взыскания (предложения уплатить) недоимки по ЕСН в сумме 4390 руб., пеней за его неуплату в сумме 366 руб. 94 коп., штрафа в сумме 878 руб., НДС в сумме 6157 руб., налогу на прибыль в сумме 10 448 руб. 63 коп., соответствующих сумм пеней и штрафа в сумме 2089 руб. 73 коп., НДФЛ в сумме 2470 руб., штрафа, начисленного за неуплату земельного налога, в сумме 9860 руб. В остальной части в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 (судьи Сафонова С.Н., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Октан-Сервис" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в признании недействительным решения инспекции о доначислении недоимки по земельному налогу в сумме 49 301 руб., соответствующих пеней, а также недоимки по налогу на прибыль в сумме 286 399 руб. 37 коп., штрафа в размере 57 279 руб. 27 коп., соответствующих пеней и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 5, 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, выводы судов о правомерности доначисления инспекцией налога на прибыль основаны на установлении факта наличия у налогоплательщика дебиторской задолженности, возникшей по договорам аренды от 01.01.2007, 01.10.2008, которые в ходе налоговой проверки не исследовались и не указаны в акте проверки и решении инспекции. В действительности указанная задолженность возникла на основании правоотношений по займу. Неправильное отражение дебиторской задолженности на счете 62 "Расчеты с контрагентами", а не на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", не является основанием для начисления налогов. Дебиторская задолженность по договору аренды от 01.01.2007 включает период, в том числе, с I по III кварталы 2007 года, который не входил в налоговую проверку. Расходы общества "Октан-Сервис" по выплате заработной платы и страховых взносов на общую сумму 46 672 руб. 24 коп. неправомерно не приняты судами в счет уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП) по состоянию на 01.01.2009 в законную силу не вступило, в связи с чем установленная указанным постановлением кадастровая стоимость земельных участков не подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу за 2009 год.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить судебные акты в обжалуемой части без изменения.
В судебном заседании представитель общества "Октан-Сервис" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты обществом "Октан-Сервис" налогов и сборов за период с IV квартала 2007 года по 2009 год составлен акт от 04.08.2010 N 153 и вынесено решение инспекции, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафов за неуплату ЕСН в сумме 878 руб., земельного налога в сумме 9860 руб., налога на прибыль в сумме 59 369 руб., предусмотренную ст. 123 Кодекса в виде штрафа в сумме 3023 руб. Также обществу "Октан-Сервис" предложено уплатить недоимку по ЕСН в сумме 4390 руб., по земельному налогу в сумме 49 301 руб., по НДС в сумме 6157 руб., по налогу на прибыль в сумме 296 848 руб., по НДФЛ в сумме 15 118 руб., соответствующие суммы пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 23.11.2010 N 1498/10 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика решение инспекции оставлено без изменений.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество "Октан-Сервис" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Основанием для доначисления земельного налога, соответствующих пеней и штрафа явились выводы инспекции о том, что налогоплательщиком занижена кадастровая стоимость находящихся у него в собственности трех земельных участков, расположенных по адресам: г. Тавда, ул. М.Горького, 51-а, литер А, кадастровый номер 66:27:1101039:33; г. Тавда, ул. Кирова, 1ж, кадастровый номер 66:27:1102002:9; г. Тавда, ул. Фанерщиков, 1, кадастровый номер 66:27:1102031:3. При расчете недоимки по земельному налогу инспекция исходила из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, в то время как налогоплательщик исчислил налог по ранее утвержденной кадастровой стоимости.
Отказывая в удовлетворении требований о признании решения инспекции недействительным в части доначисления земельного налога и соответствующих пеней, суды признали правомерность действий инспекции по расчету налоговых обязательств общества "Октан-Сервис" на основании кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщика, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП. При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 393 Кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Согласно ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Пунктом 14 ст. 396 Кодекса предусмотрено доведение до сведений налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, которое опубликовано 24.12.2008 без приложения (утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов) в "Областной газете" N 407 (с указанием в примечании, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет") и с указанным приложением в "Собрании законодательства" 19.03.2010.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 N 45-Г09-18 отмечено, что указание в примечании к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет", соответствует правилам, установленным ст. 64 Устава Свердловской области, ст. 93, 94, 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Выписки о новой кадастровой стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
На основании установленных по делу обстоятельств судами сделаны выводы о том, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП вступило в силу с 01.01.2009 по истечении семи дней с даты его опубликования в "Областной газете" N 407, требование законодательства, предусмотренное п. 14 ст. 396 Кодекса и постановлением Правительства от 07.02.2008 N 52, о доведении до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости имущества соблюдено надлежащим образом. Налогоплательщик, в свою очередь, не предпринял всех необходимых действий для установления кадастровой стоимости земельного участка при определении налоговых обязательств по исчислению земельного налога, что им признано.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП не может быть применено для расчета кадастровой стоимости земельного участка, поскольку не вступило в силу 01.01.2009, основан на неверном толковании законодательства и не может быть принят.
Основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 296 848 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа, послужили выводы инспекции о невключении налогоплательщиком в налоговую базу дебиторской задолженности в сумме 1 265 885 руб., которая образовалась в период применения упрощенной системы налогообложения.
Суды признали правомерность действий налогового органа по увеличению налоговой базы по налогу на прибыль на дебиторскую задолженность общества с ограниченной ответственностью "Сервис-ЛТД" (далее - общество "Сервис-ЛТД") в сумме 1 170 000 руб. и отказали в удовлетворении требований налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции в соответствующей части.
Выводы судов об отказе в удовлетворении требований общества "Октан-Сервис" основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными.
На основании п. 2 ст. 346.25 Кодекса организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.
Указанные доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
Согласно ст. 271 Кодекса при применении метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществами "Октан-Сервис" и "Сервис-ЛТД" в 2007 году заключены договоры аренды имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности: автозаправочный комплекс на 4 колонки, пусковой комплекс АЗС на 4 колонки. Стоимость аренды автозаправочной станции составила в 2007 году - 100 000 руб., в 2008 году - 140 000 руб. Оплата в период нахождения общества "Октан-Сервис" на упрощенной системе налогообложения произведена частично в размере 50 000 руб. Спорная сумма дебиторской задолженности отражена налогоплательщиком в бухгалтерском учете на счете 62.
Со второго квартала 2008 года налогоплательщик перешел на общую систему налогообложения, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль обществом "Октан-Сервис" применялся метод начисления.
Поскольку на момент перехода налогоплательщика на общую систему налогообложения у него имелась дебиторская задолженность общества "Сервис-ЛТД" по арендной плате на сумму 1 170 000 руб., указанная сумма подлежала включению в состав доходов при исчислении налога на прибыль.
Довод налогоплательщика о том, что сумма задолженности возникла на основании договора займа от 01.10.2007 N 4, судами рассмотрен критически и обоснованно отклонен по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в их взаимной связи и совокупности.
Судами не приняты представленные обществом "Октан-Сервис" дополнительные документы о несении расходов на выплату заработной платы и страховых взносов в сумме 46 672 руб. 24 коп., которые, по мнению налогоплательщика, должны быть учтены для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 год, со ссылкой на п. 9 ст. 274 Кодекса.
Согласно п. 10 ст. 274 Кодекса налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
По правилам п. 9 названной статьи Кодекса организации, перешедшие на уплату налога на вмененный доход, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. Расходы организаций, в случае невозможности их разделения, определяются пропорционально доле доходов организаций от деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, в общем доходе организаций по всем видам деятельности.
Судами установлено, что в проверяемый период общество "Октан-Сервис" осуществляло виды деятельности, подпадающие под общий режим налогообложения и виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вмененный доход. Спорные расходы не заявлялись налогоплательщиком ни при исчислении налога на прибыль, ни в ходе налоговой проверки. Доказательств наличия раздельного учета расходов не представлено. Все представленные первичные документы, подтверждающие расходы налогоплательщика, инспекцией проверены и учтены при определении налоговых обязательств. В рамках проверки налоговым органом дополнительно приняты расходы в сумме 86 616 руб. Суды сочли, что обществом "Октан-Сервис" не доказано, что расходы в сумме 46 672 руб. 24 коп. понесены им в связи с деятельностью, облагаемой по общей системе налогообложения, и пришли к выводу об отсутствии оснований для отнесения этих затрат к расходам при исчислении налога на прибыль как полностью, так и в пропорции.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в действительности дебиторская задолженность возникла на основании заключенного с обществом "Сервис-ЛТД" договора займа, а расходы на выплату заработной платы и страховых взносов неправомерно не учтены при исчислении налога на прибыль, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции на основании ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку в соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Кодекса при подаче кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб., на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Кодекса излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2011 по делу N А60-43676/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октан-Сервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Октан-Сервис" из средств федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.06.2011 N 161.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
В.И. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами не приняты представленные обществом "Октан-Сервис" дополнительные документы о несении расходов на выплату заработной платы и страховых взносов в сумме ... , которые, по мнению налогоплательщика, должны быть учтены для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 год, со ссылкой на п. 9 ст. 274 Кодекса.
Согласно п. 10 ст. 274 Кодекса налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
По правилам п. 9 названной статьи Кодекса организации, перешедшие на уплату налога на вмененный доход, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. Расходы организаций, в случае невозможности их разделения, определяются пропорционально доле доходов организаций от деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, в общем доходе организаций по всем видам деятельности.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2011 по делу N А60-43676/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ... - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2011 г. N Ф09-4998/11 по делу N А60-43676/2010