18 августа 2011 г. |
N Ф09-4612/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Наумовой Н.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Курганской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.02.2011 по делу N А34-5414/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ВостокЭнергоКотлоОчистка" (ОГРН 1067438012950, ИНН 7438021293; далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 01.09.2010 N 07-09/17909 об отказе в зачете переплаты пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в уплату налога и обязании произвести зачет излишне взысканных пени в сумме 170 764 руб. 66 коп. в счет уплаты НДС.
Из материалов дела видно, что общество, не являясь плательщиком НДС, выставляло контрагентам счета-фактуры, выделяя в них НДС, представляло налоговые декларации по НДС.
В связи с несвоевременной уплатой НДС инспекция выставила требования об уплате налога и пени по состоянию на 08.08.2007, на 29.10.2007, на 22.01.2008, на 07.02.2008, на 10.02.2009, на 02.03.2009 и др.
Неисполнение налогоплательщиком в установленный срок требований послужило основанием для принятия налоговым органом решения о взыскании НДС и начислении пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также выставлены инкассовые поручения. С расчётных счетов налогоплательщика списаны пени по НДС в общей сумме 170 764 руб. 66 коп.
Полагая, что пени списаны налоговым органом необоснованно, поскольку в силу п. 5 ст. 173, п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество не является плательщиком НДС, налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о зачете излишне взысканной суммы пени в счет уплаты НДС.
Налоговым органом в проведении зачёта по пени в счёт уплаты НДС отказано в связи с отсутствием переплаты по пеням.
Решением суда от 11.02.2011 (судья Деревенко Л.А.) заявленные требования общества удовлетворены. Суд признал недействительным решение налогового органа от 01.09.2010 и обязал инспекцию осуществить зачёт излишне взысканных пени по НДС в сумме 170 764 руб. 66 коп. в счёт уплаты НДС. Суд исходил из того, что налогоплательщик не является плательщиком НДС, обязанность по уплате пеней у него отсутствует, при этом пришёл к выводу о том, что пени являются излишне взысканными и подлежат возврату.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - ст. 75, п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и процессуального права ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению инспекции, в связи с ненадлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате НДС налоговым органом в порядке ст. 75 Кодекса начислены пени, на лицевом счёте общества переплата по пеням отсутствует. Кроме того, по мнению инспекции, зачёту подлежат только суммы излишне уплаченного налога.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 173 Кодекса предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Судами обеих инстанций установлено, что общество плательщиком НДС не являлось, однако выставляло контрагентам счета-фактуры, выделяя в них НДС, следовательно, было обязано перечислить данный налог в бюджет.
Согласно ст. 75 Кодекса пеней является установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из содержания названной нормы Кодекса следует, что пени как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) применяется к налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам и не подлежит применению к лицам, не признаваемым плательщиками НДС, в случае нарушения ими требований, установленных п. 5 ст. 173 Кодекса.
Вывод судов о том, что в силу положений ст. 75, п. 5 ст. 173, п. 2 ст. 346.11 Кодекса обществу, не являющемуся плательщиком НДС, не могут быть начислены пени, их взыскание является незаконным, является правомерным, соответствует законодательству, представленным в материалы дела доказательствам.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Излишне взысканный налог (пени) подлежит зачету по заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 79 Кодекса.
При этом возврат излишне взысканного налога не ставится Кодексом в зависимость от отражения в документах внутриведомственного учета переплаты.
Пунктом 3 ст. 79 Кодекса предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Судами установлено, что налогоплательщиком не пропущен трёхлетний срок на обращение в суд.
Таким образом, вывод судов об отсутствии оснований для отказа в зачёте излишне взысканных сумм пеней соответствует обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные налоговым органом, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку связаны с неправильным толкованием норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.02.2011 по делу N А34-5414/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Л. Меньшикова |
Судьи |
Н.В. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о том, что в силу положений ст. 75, п. 5 ст. 173, п. 2 ст. 346.11 Кодекса обществу, не являющемуся плательщиком НДС, не могут быть начислены пени, их взыскание является незаконным, является правомерным, соответствует законодательству, представленным в материалы дела доказательствам.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Излишне взысканный налог (пени) подлежит зачету по заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 79 Кодекса.
При этом возврат излишне взысканного налога не ставится Кодексом в зависимость от отражения в документах внутриведомственного учета переплаты.
Пунктом 3 ст. 79 Кодекса предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.02.2011 по делу N А34-5414/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2011 г. N Ф09-4612/11 по делу N А34-5414/2010