25 августа 2011 г. |
N Ф09-4641/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Дядченко Л.В., Лиходумовой С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Максимовича (ИНН: 662500233604, ОГРН: 304662534400023) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по делу N А60-39361/2010 Арбитражного суда Свердловской области по иску Дорожного агентства Республики Коми (ИНН: 1101486389, ОГРН: 105110040587) к индивидуальному предпринимателю Кузнецову С.М. о возмещении вреда.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Кузнецова С.М. - Калимулин Р.Р. (доверенность от 27.11.2010 N 66 АА 0168364).
Представители Дорожного агентства Республики Коми, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Дорожное агентство Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к индивидуальному предпринимателю Кузнецову С.М. с иском о взыскании 101 621 руб. 88 коп. в возмещение вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автомобильной дороге регионального значения.
Решением суда от 21.01.2011 (судья Полуяктов А.С.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 (судьи Чепурченко О.Н., Снегур А.А., Гладких Д.Ю.) решение суда отменено, иск удовлетворен, с индивидуального предпринимателя Кузнецова С.М. в пользу с Дорожного агентства Республики Коми взыскана 101 621 руб. 88 коп. в счет возмещения вреда.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Кузнецов С.М. просит данное постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), в силу которой установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, Дорожное агентство Республики Коми, принимая приказ от 23.03.2010 N 86 о введении временных ограничений, превысило предоставленные ему полномочия. Кроме того, заявитель указывает, что весовой контроль может быть произведен только на стационарных постах (п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах"), в то время как 16.05.2011 в отношении принадлежащего предпринимателю транспортного средства весовой контроль был произведен на передвижном посту.
Как следует из материалов дела, Дорожное агентство Республики Коми создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16, является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 N 85 Дорожному агентству Республики Коми передано и закреплено за ним на праве оперативного управления республиканское государственное имущество - сеть дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
Приказом от 23.03.2010 N 86 в связи с сезонным снижением несущей способности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период Дорожное агентство Республики Коми ввело временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми транспортных средств с грузом или без груза, нагрузка на ось которых превышает допустимые значения на автомобильных дорогах с усовершенствованным типом покрытия - 6тс на ось.
Временное ограничение на территории Княжпогостского района установлено на период с 23 апреля по 22 мая 2010 года.
В целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы посты весового контроля (ПВК) на автодорогах: обход г. Сыктывкара (9 км), Сыктывкар - Ухта (314 км - пост ГИБДД), а также передвижные посты весового контроля (ППВК).
На автотранспортном средстве - тягаче FREIGHTLINER COLUMBIA C с государственным регистрационным знаком О 159 HC 96 RUS и прицепом SCHMITZ - S01 с государственным регистрационным знаком АС 8709 66 RUS осуществлялась перевозка труб по автодороге Сыктывкар - Ухта.
Указанное автотранспортное средство с полуприцепом бортовым принадлежит индивидуальному предпринимателю Кузнецову С.М.
Согласно акту от 16.05.2010 N 3 контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда), составленному на ППВК (132 км автодороги Сыктывкар - Ухта) был произведен весовой контроль принадлежащего индивидуальному предпринимателю Кузнецову С.М. транспортного средства и установлено осуществление перевозки с превышением предельных значений осевой массы транспортных средств.
В соответствии с протоколом весового контроля от 16.05.2010 взвешивание производилось на весах ВА-15 НР 1130 НР 890, зарегистрированных в Государственном реестре средств измерений под N 19504 и допущенных к применению, о чем свидетельствует сертификат об утверждении типа средств измерения от 18.01.2006 N 7713 (действителен до 01.01.2011), свидетельство о поверке от 30.09.2009 N 104592 (действительно до 30.09.2010).
На основании постановления Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми" составлен расчет вреда за провоз тяжеловесного груза с начислением базового компенсационного индекса текущего года, сумма которого составила 101 621 руб. 88 коп.
Дорожное агентство Республики Коми обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Кузнецову С.М. о возмещении вреда в названной сумме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о превышении истцом полномочий при установлении временных ограничений движения транспортных средств, поскольку установление значений предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Суд апелляционной инстанции установил, что введение временных ограничений для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и с учетом доказанности состава гражданского правонарушения отменил решение суда первой инстанции и взыскал с ответчика убытки.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
Согласно п. 14 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу п. 1, 2 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149.
В соответствии с п. 4, 5 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного названным приказом, временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения.
Акт о введении ограничения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Дорожного агентства Республики Коми, являющегося органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, от 23.03.2010 N 86 временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми введено в связи с сезонным снижением несущей способности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно указал, что названный приказ принят уполномоченным органом и в пределах его компетенции.
Факт превышения принадлежащим индивидуальному предпринимателю Кузнецову С.М. транспортным средством предельно допустимой нагрузки на ось подтвержден актом от 16.05.2010 N 3 контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда), протоколом весового контроля от 16.05.2010.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с индивидуального предпринимателя Кузнецова С.М. в пользу Дорожного агентства Республики Коми 101 621 руб. 88 коп. в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке тяжеловесного груза по автомобильной дороге регионального значения транспортным средством, масса нагрузки которого в расчете на одну ось превысила введенные временные ограничения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что весовой контроль может быть произведен только на стационарных постах, отклоняется, поскольку факт превышения допустимой осевой нагрузки ответчиком не опровергнут.
С учетом изложенного обжалуемое постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по делу N А60-39361/2010 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Максимовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
Л.В. Дядченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, Дорожное агентство Республики Коми создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16, является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
...
Согласно п. 14 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу п. 1, 2 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
...
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149.
В соответствии с п. 4, 5 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного названным приказом, временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2011 г. N Ф09-4641/11 по делу N А60-39361/2010