31 августа 2011 г. |
N Ф09-4931/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Наумовой Н.В.,
судей Дубровского В. И., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края (ИНН: 590411041276, ОГРН: 1037739085636), Министерства социального развития Пермского края (ИНН: 5902290642, ОГРН: 1025900520689) на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.02.2011 по делу N А50-23430/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" (ИНН: 5904081348, ОГРН: 1025900906129), (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Пермскому краю в лице Министерства социального развития Пермского края (ИНН: 5902290642, ОГРН: 1025900520689) (далее - ответчик, Министерство социального развития) о взыскании 1 297 200 руб. 00 коп. убытков, причиненных незаконным бездействием Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, выразившимся в невозмещении в установленный срок специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению за 2010 г., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 33 515 руб. 73 коп., начисленных по состоянию на 18.10.2010, на основании ст. 15, 16, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Министерство финансов Пермского края.
Решением суда от 22.02.2011 (судья Удовихина В.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 (судьи Чепурченко О.Н., Казаковцева Т.В., Нилогова Т.С.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерства финансов Пермского края содержится просьба решение и постановление отменить, в удовлетворении требований отказать. Заявитель указывает на неправильное применение судами абз. 5 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), в котором не содержится правило о возмещении расходов на захоронение невостребованных и неопознанных умерших за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе ответчика содержится просьба решение и постановление отменить, в удовлетворении требований предприятия отказать. Заявитель жалобы, ссылаясь на Порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края, утвержденный Указом Губернатора Пермского края от 17.03.2006 N 39, указывает, что возмещение спорных расходов осуществляют территориальные управления Министерства только при наличии заключенного договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти для подтверждения статуса умершего гражданина, предъявленных к оплате счетов, акта выполненных работ и справки правоохранительных органов.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец является специализированной организацией, созданной для выполнения городских социально - экономических заказов, в том числе оказания различных услуг по погребению на территории г. Перми.
В течение 2010 г. предприятие производило захоронение умерших граждан на территории г. Перми, в том числе в период с 01.01.2010 по 31.08.2010 истец произвел захоронение умерших граждан в количестве 282 человек.
В адрес Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми истцом были представлены акты выполненных работ, реестры умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; лиц, личность которых не установлена, справки о смерти, справки из отделения Пенсионного фонда, счета-фактуры на сумму 1 297 200 руб. 00 коп. .
В связи с тем, что между истцом и Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края в 2010 г. соответствующий договор о возмещении расходов по погребению заключен не был, ответчик отказался возместить истцу расходы на погребение за январь-август 2010 г. в сумме 1 297 200 руб. 00 коп., что явилось основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования за счет Министерства социального развития Пермского края как главного распорядителя денежных средств на данные цели, суды исходили из того, что возмещение стоимости расходов на погребение граждан названной категории является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а также из доказанности, как наличия, так и размера убытков.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ (далее - Закон о погребении и похоронном деле) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в п. 3 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Пункт 2 ст. 1 Закона о погребении и похоронном деле устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 41 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными сторонами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено, в том числе предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Распоряжением Правительства Пермского края от 30.09.2009 N 114-рп стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, согласована в размере 4 600 рублей.
Указом Губернатора Пермского края от 17.03.2006 г.. N 39 утвержден Порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края.
В соответствии с законом Пермского края от 17.12.2009 N 560-ПК "О бюджете Пермского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" главным распорядителем средств бюджета Пермского края на возмещение расходов на погребение является Министерство социального развития Пермского края.
Судами установлен, материалами дела подтвержден и ответчиками не оспаривается факт оказания предприятием услуг по погребению умерших и их количество.
Доказательств того, что у главного распорядителя отсутствуют денежные средства, необходимые для покрытия расходов на указанные цели ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 Кодекса).
Учитывая, что главным распорядителем средств бюджета Пермского края на возмещение расходов на погребение является Министерство социального развития Пермского края, суды правомерно удовлетворили исковые требования в полном объеме и взыскали с ответчика понесенные истцом расходы на погребение невостребованных и неопознанных умерших, в отношении которых не было установлено, что они являются пенсионерами или работающими либо членами семьи работающих граждан.
Кроме того, суды на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив правильность представленного истцом расчета, взыскали с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленной сумме.
Доводы ответчиков о необходимости заключения соответствующего договора ранее приводились в ходе рассмотрения дела и обоснованно отклонены судами на основании ст. 9, 12 Закона, и с учетом того, что истец является единственной специализированной службой на территории г. Перми, производящей захоронение лиц, поименованных в указанных нормах.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб выводы судов не опровергают.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.02.2011 по делу N А50-23430/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Наумова |
Судьи |
В.И. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что главным распорядителем средств бюджета Пермского края на возмещение расходов на погребение является Министерство социального развития Пермского края, суды правомерно удовлетворили исковые требования в полном объеме и взыскали с ответчика понесенные истцом расходы на погребение невостребованных и неопознанных умерших, в отношении которых не было установлено, что они являются пенсионерами или работающими либо членами семьи работающих граждан.
Кроме того, суды на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив правильность представленного истцом расчета, взыскали с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленной сумме.
Доводы ответчиков о необходимости заключения соответствующего договора ранее приводились в ходе рассмотрения дела и обоснованно отклонены судами на основании ст. 9, 12 Закона, и с учетом того, что истец является единственной специализированной службой на территории г. Перми, производящей захоронение лиц, поименованных в указанных нормах.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.02.2011 по делу N А50-23430/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 августа 2011 г. N Ф09-4931/11 по делу N А50-23430/2010