25 августа 2011 г. |
N Ф09-4659/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Наумовой Н.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - управление, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2010 по делу N А60-39836/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Паритет" (далее - общество) финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 103 976 руб.
Из материалов дела следует, что обществом 02.03.2010 представлены индивидуальные сведения о работающих застрахованных лицах за 2009 год. Составлен акт от 29.04.2010 N 74 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицировано) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесено решение от 28.05.2010 N 74 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 103 976 руб. за нарушение срока представление сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2009. Управлением выставлено требование от 28.05.2010 N 74 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд в срок до 21.06.2010, которое обществом не исполнено.
Решением суда от 25.12.2010 (судья Кравцова Е.А.) заявление управления удовлетворено частично. Суд исходил из того, что правонарушение обществом совершено впервые, принял во внимание, что период просрочки составил 1 день, при этом счёл обоснованным снизить размер штрафа до 3000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты изменить в части невзысканной суммы штрафа. По мнению заявителя кассационной жалобы, ни налоговое, ни пенсионное законодательство не предусматривает уменьшение размера штрафных санкций по причине незначительности пропуска срока предоставления указанных сведений, размер штрафа уменьшен судом несоразмерно.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно требованиям, указанным в ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Из ч. 4 ст. 44 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства, определяющим ответственность налогоплательщика, предоставлено судам первой и апелляционной инстанций.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, сделал обоснованный вывод о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность. При определении размера штрафа с целью персонификации ответственности суд учел, что правонарушение совершено впервые, период просрочки является незначительным (1 день), отсутствует умысел на уклонение от уплаты взносов и счёл обоснованным снизить размер штрафа.
Таким образом, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Ссылка управления на то, что, по его мнению, судом не соблюдён принцип соразмерности судом кассационной инстанции не принимается, поскольку противоречит разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2010 по делу N А60-39836/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Л. Меньшикова |
Судьи |
Н.В. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из ч. 4 ст. 44 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
...
Ссылка управления на то, что, по его мнению, судом не соблюдён принцип соразмерности судом кассационной инстанции не принимается, поскольку противоречит разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2010 по делу N А60-39836/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2011 г. N Ф09-4659/11 по делу N А60-39836/2010 учет - финансовые санкции - штраф - взносы в пенсионный фонд)
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4659/11
04.05.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1514/11
09.02.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1514/2011
25.12.2010 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-39836/10