Екатеринбург |
|
11 декабря 2007 г. |
Дело N А07-27200/06 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Варламовой Т.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - антимонопольный орган, управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2007 по делу N А07-27200/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - администрация округа) - Ахметова О.И. (доверенность от 23.01.2007 N 18/07);
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан - Прокофьев А.Г. (доверенность от 29.10.2007 N 12-245).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Администрация округа обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными и отмене решения антимонопольного округа от 22.08.2006 и выданного им предписания от 22.08.2006 N 42-А-88/7-06 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; третьи лица: Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан, индивидуальный предприниматель Полушин Андрей Геннадьевич (далее - предприниматель).
Решением суда от 21.03.2007 (резолютивная часть от 19.03.2007; судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2007 (судьи Чередникова М.В, Малышев М.Б., Митичев О.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами подп. 7 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), п. 4.12 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, п. 1.6.4, 3.1, 4.4 Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостана, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 N 207, необоснованное неприменение п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 7 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, а также отсутствие надлежащей оценки всем доказательствам по делу. По мнению антимонопольного органа полномочия по организации перевозок пассажиров по муниципальным междугородным маршрутам отнесены к компетенции администраций этих муниципальных образований. Кроме того, управление полагает, что судебными актами затронуты права и обязанности Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, не привлеченного к участию в деле.
Как следует из материалов дела, на основании жалобы предпринимателя о незаконности отказа администрации округа в продлении договора на перевозку пассажиров по пригородному маршруту Кумертау - Шабагиш - Ермолаево, а также в заключении договора на транспортное обслуживание автобусного маршрута общего пользования N 331 по перевозке пассажиров, антимонопольным органом 13.07.2006 было возбуждено дело о нарушении администрацией округа антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов дела антимонопольным органом было вынесено решение от 22.08.2006 о нарушении администрацией округа требований, установленных п. 1 ст. 7 Закона о конкуренции и выдано предписание от 22.08.2006 N 42-А-88/7-06 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Считая указанные решение и предписание антимонопольного органа незаконными, администрация округа обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение и предписание управления недействительными, суды исходили из того, что указанные действия администрации округа не нарушают требований антимонопольного законодательства.
Выводы судов о наличии признаков недействительности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа являются правильными, соответствуют подп. 6 п. 1 ст. 15, подп. 7 п. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ, подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), п. 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 31.12.1981 N 200, Положению об организации и осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами. Данные выводы подтверждаются также материалами дела, исследованными судами согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законом N 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района (подп. 6 п. 1 ст. 15), а в границах городского округа - к вопросам местного значения городского округа (подп. 7 п.1 ст. 16).
В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что автобусный маршрут, по которому предприниматель осуществляет перевозки, выходит за пределы муниципального образования "городской округ город Кумертау", так как начало рассматриваемого маршрута находится в городе Кумертау, окончание маршрута - в селе Ермолаево Куюргазинского района.
Поскольку вопросы организации пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах относятся к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а часть указанного маршрута от начального пункта до границ муниципального образования не может служить предметом договора и не подпадает под определение автобусного маршрута, судами обоснованно сделаны выводы о том, что антимонопольный орган обязал администрацию округа принять решение за пределами предоставленной ей компетенции, а также о превышении администрацией округа полномочий при решении вопроса об организации пассажирских перевозок, осуществляемых предпринимателем по автобусному маршруту N 331 Кумертау - Шабагиш - Ермолаево.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, отклоняется, поскольку из содержания обжалуемых судебных актов этого не следует.
Иные доводы антимонопольного органа, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм права и по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2007 по делу N А07-27200/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Т.В. Варламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения материалов дела антимонопольным органом было вынесено решение от 22.08.2006 о нарушении администрацией округа требований, установленных п. 1 ст. 7 Закона о конкуренции и выдано предписание от 22.08.2006 N 42-А-88/7-06 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
...
Законом N 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района (подп. 6 п. 1 ст. 15), а в границах городского округа - к вопросам местного значения городского округа (подп. 7 п.1 ст. 16).
В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф09-10166/07 по делу N А07-27200/2007
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10166/07