Екатеринбург |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А76-6326/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, ГУ МВД России по Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2014 по делу N А76-6326/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Негосударственное образовательное учреждение "Сатурн-Авто" (в связи с переименованием - частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Автошкола "Сатурн-Авто"; далее - заявитель, образовательное учреждение, автошкола) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления государственной безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Челябинской области (в связи с заменой на надлежащее лицо - к ГУ МВД России по Челябинской области), выразившегося в невыдаче надлежащим образом оформленного заключения о соответствии либо несоответствии учебно-материальной базы автошколы установленным требованиям и обязании выдачи указанного заключения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Челябинской области (далее - Министерство).
Решением суда от 03.06.2014 (судья Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 (судьи Малышев М.Б., Бояршинова Е.В., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что, действовавшие на момент обращения автошколы, Примерные программы подготовки водителей транспортных средств, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2010 N 636, в соответствии с предыдущей редакцией Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), не являются программами профессионального обучения, а представляют собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и являются основой для разработки рабочих программ, утвержденных организациями, осуществляющими подготовку водителей. Так, после прохождения подготовки по данным программам, не присваивается квалификация в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, исходя из условий ч. 7 ст. 73 Закона об образовании; в указанных программах не содержатся организационно-педагогические, кадровые и другие условия их реализации, в том числе требования к учебно-материальной базе. Кроме того, Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России 27.03.2014 в субъекты Российской Федерации было направлено указание N 13/4-1768 "О согласовании программ подготовки и выдачи заключений о соответствии учебно-материальной базы", в силу которого Госавтоинспекцией не могут быть реализованы полномочия по согласованию рабочих программ и выдаче заключений до вступления в силу Примерных программ. Указывает, что по результатам проведенной проверки выдано заключение о несоответствии учебно-материальной базы автошколы установленным законом требованиям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с истечением срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников, автошкола обратилась в УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, с заявлением о выдаче заключения о соответствии материальной базы образовательного учреждения для получения лицензии на образовательную деятельность.
УГИБДД МВД России по Челябинской области 30.01.2014 выдано заключение без заверения печатью, и в таком виде 18.02.2014 представлено автошколой в Министерство для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Приказом Министерства от 04.03.2014 N 03-Л-146 автошколе отказано в выдаче лицензии с указанием на несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям в связи с отсутствием согласованного в установленном порядке, надлежаще оформленного и скрепленного печатью заключения о соответствии учебно-материальной базы.
Полагая незаконным бездействие заинтересованного лица, образовательное учреждение обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия для этого правовых оснований.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу условий ч. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании N 966), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), являются: а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст. 37, 41 Закона об образовании; г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Закона об образовании; д) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; е) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Закона об образовании; ж) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 79 Закона об образовании.
Подпунктом "д" п. 5 Положения о лицензировании N 966 установлено, что при намерении соискателя лицензии реализовывать образовательные программы, указанные в настоящем пункте, предъявляются лицензионные требования, установленные в подпунктах "а" - "ж" пункта 4 настоящего Положения, а также следующие требования: наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".
Подпунктом "б" п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение N 711) установлено, что на Госавтоинспекцию в числе прочих, возлагаются обязанности по принятию квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдаче водительских удостоверений, а также согласования программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдаче заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Пунктом 10 Положения N 966 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие документы (копии документов) и сведения: реквизиты выданного в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при наличии образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств) (пп. "н"); копии программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (при наличии образовательных программ) (пп. "о").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 980 "Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" утверждены Правила разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (п.1); Министерству образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, предписано в 2-месячный срок разработать и утвердить примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (п.2); указано, что настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 92-ФЗ) (п.3).
Пунктом 3 ст. 1 Закона N 92-ФЗ ч.1 ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" изложена в следующей редакции: "К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В то же время ч. 1 ст. 3 Закона N 92-ФЗ устанавливалось, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзацев тридцать восьмого и сорок третьего п. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, судами обоснованно отмечено, что применительно к спорным правоотношениям применимы нормы ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в следующей редакции:
Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории (ч. 1).
Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ (ч. 2).
Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Соответственно, на момент возникновения спорных правоотношений, действовали условия приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2010 N 636 "Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий", утратившие силу, лишь с 12.08.2014, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (п. 2).
В связи с этим, письмо Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России от 27.03.2014 N 13/4-1768 не имеет значения и не может отменять либо изменять каким-либо образом вышеперечисленные нормы.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2014 по делу N А76-6326/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.