Екатеринбург |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А50-1203/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сердитовой Е.Н.,
судей Лиходумовой С.Н., Новиковой О.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2014 по делу N А50-1203/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Пермский свинокомплекс" - Вахрушев А.Л. (доверенность от 31.12.2014 N 01/3-1298);
от закрытого акционерного общества "Премиум - Уголь" - Ильин А.В. (доверенность от 08.04.2014);
от закрытой акционерной компании с ограниченной ответственностью "Калкфелд холдингз лимитед" - Тарасов С.И. (доверенность от 12.11.2014), Ильин А.В. (доверенность от 16.01.2014).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Пермский свинокомплекс" (далее - общество "Пермский свинокомплекс"), закрытому акционерному обществу "Премиум - Уголь" (далее - общество "Премиум - Уголь") о признании дополнительных соглашений от 01.07.2007 N 1, от 01.10.2007 N 2, от 01.04.2008 N 4, от 01.07.2008 N 5, от 01.10.2008 N 6, от 18.12.2008 N 7 к договору займа от 16.04.2007, дополнительных соглашений от 01.08.2007 N 1, от 01.10.2007 N 2, от 01.01.2008 N 3а, от 01.04.2008 N 5, от 01.07.2008 N 6, от 01.10.2008 N 7, от 18.12.2008 N 8 к договору займа от 14.05.2007 недействительными сделками.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытая акционерная компания с ограниченной ответственностью "Калкфелд холдингз лимитед" (далее - компания "Калкфелд холдингз лимитед"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2014 (судья Кульбакова Е.В.) в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 (судьи Григорьева Н.П., Богданова Р.А., Дружинина Л.В.) решение суда первой инстанции от 09.06.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края просит указанные судебные акты отменить.
Заявитель не согласен с выводом судов о том, что, являясь акционером общества "Пермский свинокомплекс", которому принадлежит 100 % акций названного общества, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (от имени Пермского края) не обладает правом оспаривания совершенных обществом сделок. По мнению заявителя жалобы, оспариваемые в рамках данного спора сделки, являются ничтожными в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества). Исходя из п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на даты совершения оспариваемых сделок), разъяснений, содержащихся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 01.07.1996 N 6/8), с заявлением о признании недействительной ничтожной сделки вправе обратиться любое заинтересованное лицо.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края указывает, что являясь единственным акционером общества "Пермский свинокомплекс", имеет непосредственный материальный интерес в сохранении устойчивого состояния общества; в результате совершения оспариваемых сделок задолженность общества "Пермский свинокомплекс" увеличилась в два раза и достигла 536 000 000 руб.
Заявитель жалобы отмечает, что признав часть сделок не подлежащими оспариванию на основании п. 3 ст. 14 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, суды не дали оценки сделкам, совершенным после включения федерального государственного унитарного предприятия "Пермский свинокомплекс" (далее - предприятие "Пермский свинокомплекс") в план приватизации федерального имущества на 2008 год (16.04.2008). Однако общая сумма сделок, совершенных после указанной даты, превышает пять процентов балансовой стоимости активов, определенных п. 3 ст. 14 данного закона. По мнению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в части признания недействительными сделок, совершенных после 16.04.2008.
Общество "Пермский свинокомплекс" представило отзыв, поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Компания "Калкфелд холдингз лимитед" в отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский свинокомплекс" зарегистрировано 17.07.2002. Учредителем данного предприятия являлась Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 21.06.2005 по делу N А50-49827/2004 предприятие "Пермский свинокомплекс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением арбитражного суда от 19.02.2007 по делу N А50-49827/2004 производство о банкротстве названного предприятия прекращено в связи с удовлетворением третьим лицом (обществом "Премиум - Уголь") всех требований, включенных в реестр требований кредиторов предприятия, путем внесения денежных средств в сумме 214 526 980 руб. 56 коп. на депозитный счет нотариуса.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 06.04.2007 согласована программа реконструкции и модернизации производства предприятия "Пермский свинокомплекс" на среднесрочную перспективу (2007 - 2009 годы), которой предусмотрено привлечение для финансирования мероприятий программы заемных денежных средств от общества "Премиум - Уголь".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2008 N 503-р предприятие "Пермский свинокомплекс" включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году.
Между обществом "Премиум-Уголь" (заимодавец) и предприятием "Пермский свинокомплекс" ( заемщик) заключен договор займа от 16.04.2007, согласно которому заимодавец предоставил заемщику 214 526 980 руб.56 коп. для погашения кредиторской задолженности последнего и уплаты услуг нотариуса, других расходов, связанных с исполнением погашения кредиторской задолженности.
В п. 1.4 данного договора указано, что в результате предоставления займа прекращено дело о банкротстве предприятия "Пермский свинокомплекс".
Займ предоставлен на срок 11 месяцев с даты его предоставления. Срок займа может быть пролонгирован по соглашению сторон (п. 4.1 договора).
Согласно п. 3.1 договора займа за пользование денежными средствами заемщик уплачивает заимодавцу 12% годовых на сумму полученного займа.
Начисленные проценты выплачиваются ежемесячно (п. 4.2 договора).
Между займодавцем и заемщиком заключены дополнительные соглашения к договору от 16.04.2007 о капитализации процентов (от 01.07.2007 N 1, от 01.10.2007 N 2, от 01.04.2008 N 4, от 01.07.2008 N 5, от 01.10.2008 N 6), в связи с чем с 01.10.2008 сумма предоставленного займа составила 254 769 785 руб.26 коп.
Дополнительным соглашением от 18.12.2008 N 7 к договору от 16.04.2007 стороны установили, что по состоянию на 17.12.2008 сумма долга предприятия "Пермский свинокомплекс" по договору займа от 16.04.2007 с учетом процентов, начисленных за период пользования заемными средствами с 16.04.2007 по 30.11.2008 составила 161 058 887 руб. 23 коп. Указанная сумма эквивалентна 5 852 451,76 долларам по курсу Центрального Банка Российской Федерации на 18.12.2008. В качестве оплаты суммы долга заемщик обязуется передать, а займодавец принять 16 простых векселей предприятия "Пермский свинокомплекс", при этом векселя совокупной номинальной стоимостью 7 803 270 долларов передаются по цене 5 852 452 доллара.
Между обществом "Премиум - Уголь" (заимодавец) и предприятием "Пермский свинокомплекс" (заемщик) заключен договор процентного займа от 14.05.2007, согласно которому заимодавец перечисляет заемщику процентный займ в размере 990 000 000 руб.
Согласно п. 1.2 договора займ предоставляется траншами. Конкретный размер каждого транша устанавливается в приложении к данному договору.
Пунктом 1.4 данного договора предусмотрено, что займ предоставляется в целях проведения мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия "Пермский свинокомплекс".
За пользование денежными средствами заемщик уплачивает займодавцу 18% годовых на сумму полученного займа (п. 3.1 договора).
В соответствии с п. 4.3 договора проценты по полученным траншам выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа. Сумма выплачиваемых процентов уменьшается пропорционально возвращенным суммам.
Займ предоставляется на срок 7 лет с даты предоставления каждого транша (п. 4.1 договора).
Между займодавцем и заемщиком заключены дополнительные соглашения к договору от 14.05.2007 о капитализации процентов (от 01.08.2007 N 1, от 01.10.2007 N 2, от 01.01.2008 N 3а, от 01.04.2008 N 5, от 01.07.2008 N 6, от 01.10.2008 N 7) в связи с чем с 01.10.2008 сумма предоставленного займа составила 187 863 546 руб.88 коп.
Дополнительным соглашением от 18.12.2008 N 8 к договору от 14.05.2007 стороны установили, что по состоянию на 17.12.2008 сумма долга, с учетом процентов, начисленных за период с 14.05.2007 по 30.11.2008, составила 168 199 453 руб. 33 коп. Указанная сумма эквивалентна 6 111 920, 95 долларов по курсу Центрального Банка Российской Федерации на 18.12.2008. В качестве оплаты суммы долга заемщик обязуется передать займодавцу 18 простых векселей предприятия "Пермский свинокомплекс". Векселя совокупной номинальной стоимостью 8 149 227 долларов передаются по цене 6 111 920 долларов.
Предприятие "Пермский свинокомплекс" 02.03.2009 реорганизовано в общество "Пермский свинокомплекс", о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Акционером общества "Пермский свинокомплекс" являлась Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом с долей участия в уставном капитале в размере 100%.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 1468-р находящиеся в федеральной собственности 100 % акций общества "Пермский свинокомплекс" передано в собственность Пермского края. Единственным акционером общества "Пермский свинокомплекс" является Пермский край в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, что подтверждается выпиской из реестра N 44 по лицевому счету N 2.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 15.06.2010 по делу N А50-7482/2010 с общества "Пермский свинокомплекс" в пользу компании "Калкфелд холдингз лимитед" взыскана задолженность по векселям, выданным предприятием "Пермский свинокомплекс" во исполнение указанных выше договоров займа, в сумме 503 724 021 руб.52 коп. и проценты в сумме 32 437 728 руб.12 коп.
Ссылаясь на ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 14 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях), на то, что дополнительные соглашения к договорам от 16.04.2007 и от 14.05.2007 являются крупными сделками, для их совершения требовалось одобрение собственника имущества (ст. 23 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях), совета директоров или общего собрания акционеров (п. 1 ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), сделки совершены в отсутствие такого одобрения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
В силу п. 4 ст. 18 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Согласно ст. 23 указанного Федерального закона (в редакции, действующей на дату заключения оспариваемых сделок), крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абз. 1 п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с нарушением положений Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в частности п. 2, 4, 5 ст. 18, ст. 22 - 24 этого Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица.
Судами сделан правомерный вывод о том, что в данном случае с учетом периода совершения, субъектного состава названных сделок нормы Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не подлежат применению. Кроме того, к правоотношениям сторон по сделкам, заключенным до 16.04.2008 (дата включения предприятия в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации), также не применяется п. 3 ст. 14 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.
Установив, что истец не является собственником имущества унитарного предприятия, суды указали на то, что он не вправе оспаривать сделки, совершенные предприятием, по приведенным данным лицом основаниям.
Исследовав материалы дела, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды также пришли к выводу о том, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края не обосновано, какие права акционера общества "Пермский свинокомплекс" либо права самого общества нарушены в результате заключения оспариваемых дополнительных соглашений (ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и не представлено соответствующих доказательств (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции, оставляя в силе обжалуемые судебные акты, также принимает во внимание, что договоры займа, в рамках которых подписаны оспариваемые дополнительные соглашения, заключены в 2007 году; предоставление денежных средств по договорам займа предприятию "Пермский свинокомплекс" не оспаривается в настоящем деле, при этом обязательства по возврату денежных средств названным предприятием с 2008 года не исполнены; обращаясь в суд с рассматриваемым иском, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края не представило доказательств того, что неблагоприятные последствия, на которые ссылается заявитель и установление которых входит в предмет доказывания по делу, обусловлены именно заключением названных дополнительных соглашений. Исходя из изложенного подлежат отклонению доводы кассационной жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2014 по делу N А50-1203/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Н. Сердитова |
Судьи |
С.Н. Лиходумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абз. 1 п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с нарушением положений Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в частности п. 2, 4, 5 ст. 18, ст. 22 - 24 этого Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица.
Судами сделан правомерный вывод о том, что в данном случае с учетом периода совершения, субъектного состава названных сделок нормы Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не подлежат применению. Кроме того, к правоотношениям сторон по сделкам, заключенным до 16.04.2008 (дата включения предприятия в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации), также не применяется п. 3 ст. 14 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2015 г. N Ф09-9219/14 по делу N А50-1203/2014