Екатеринбург |
|
06 февраля 2015 г. |
Дело N А47-12604/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Соловцова С.Н.,
судей Лимонова И.В., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области" (далее - Комиссариат) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2014 по делу N А47-12604/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации - Мутыгуллина О.В. (доверенность от 22.01.2015 N 212/1/35).
Индивидуальный предприниматель Сорокин Михаил Владимирович (далее - предприниматель Сорокин М.В.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Комиссариату о взыскании 451 125 руб. компенсации на возмещение затрат по изготовлению и установке памятников для лиц, имеющих право на установку памятников за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, 50 000 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя (с учетом уточнения исковых требований).
Определениями суда первой инстанции от 23.01.2014, 20.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Локшин Алексей Юрьевич, Либ Лилия Геннадьевна, Гордеева Вера Алексеевна, Воробьева Елена Михайловна, Хакимова Нурсани Хазихановна, Хожанкова Надежда Константиновна, Лавринова Любовь Александровна, Пронин Александр Михайлович, Пикульченко Николай Иванович, Маркова Татьяна Дмитриевна, Колошина Светлана Михайловна, Кутырева Мария Николаевна, Дьякин Сергей Николаевич, Веткасова Татьяна Степавновна, Саюшкина Валентина Алексеевна, Ларина Зоя Николаевна, Есипова Вера Александровна, Усикова Елена Васильевна, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2014 (судья Калитанова Т.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 (судьи Фотина О.Б., Мальцева Т.В., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает, что иск предъявлен ненадлежащим истцом, кроме того, Комиссариат не является надлежащим ответчиком по данному иску, так как не является ни заказчиком, ни правопреемником по обязательствам Локшина А.Ю. Заявитель жалобы указывает на то, что предпринимателем Сорокиным М.В. не предоставлены документы, подтверждающие родственную связь между стороной договора и умершим (погибшим), полный пакет документов на получение компенсации возмещения затрат по изготовлению и установке памятников, указанный в п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников. По мнению Комиссариата, судом неправильно распределены судебные расходы на оплату услуг представителя, поскольку при частичном удовлетворении исковых требований расходы на оплату услуг представителя должны быть взысканы пропорционально размеру удовлетворенным требованиям; кроме того, обращает внимание, что предпринимателем Сорокиным М.В. не представлен акт выполненных работ, обосновывающий сумму расходов на оплату услуг представителя.
Министерство обороны Российской Федерации в представленном отзыве просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель Сорокиным М.В. (исполнителем) и Локшиным А.Ю. (заказчиком) заключены договоры на изготовление и установку надгробных памятников.
Согласно п. 2.2.3 названных договоров заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю получение от его имени денежных средств от Минобороны России для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников на месте погребения умерших (погибших).
В 2013 году предприниматель Сорокин М.В. осуществил изготовление и установку 17-ти надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на установку памятников за счет средств Минобороны России.
Согласно квитанциям предприниматель Сорокин М.В. понес расходы на изготовление и установку надгробных памятников в сумме 451 125 руб.
Предпринимателем Сорокиным М.В. в адрес Комиссариата 05.12.2013 направлена претензия с требованием о выплате компенсаций в связи с понесенными расходами.
Не получив в добровольном порядке удовлетворения требований, содержащихся в претензии, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия оснований для взыскания с ответчика понесенных истцом расходов.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Закона погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок).
Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета. В соответствии с п. 2 данного Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 названного Порядка родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 вышеназванного Порядка.
На основании п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
По смыслу положений ст. 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении Президиума от 28.07.2009 N 5622/09.
Установив данные обстоятельства и принимая во внимание, что предприниматель Сорокин М.В. надлежащим образом исполнил обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников вышеназванным умершим участникам ВОВ, при этом данные расходы Комиссариатом по размеру требований не оспорены и не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителя жалобы о предъявления иска ненадлежащим истцом, поскольку работы выполнены Локшиным А.Ю., подлежат отклонению как не опровергающие факт несения расходов предпринимателем Сорокиным М.В.
Довод заявителя жалобы о неправильном распределении судебных расходов на оплату услуг представителя отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом в случае частичного удовлетворения исковых требований пропорционально сумме удовлетворенных требований. Расходы на оплату услуг представителя согласно положениям ст. 106 названного Кодекса включаются в состав судебных издержек и при отсутствии соглашения о распределении судебных расходов (ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскиваются арбитражным судом в разумных пределах.
Таким образом, размер расходов на оплату услуг представителя определяется арбитражным судом с учетом общего правила распределения судебных расходов (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), после установления размера удовлетворенных требований (пропорционально удовлетворенным требованиям).
В рассматриваемом случае иск удовлетворен судом в полном объёме с учетом уточнения заявленных требований.
Иные доводы Комиссариата, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2014 по делу N А47-12604/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Соловцов |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.