02 сентября 2011 г. |
N Ф09-5406/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2011 по делу N А07-19361/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Башнефтехимремсервис" ОАО "НХРС" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 11.06.2010 N 06 -11/68 с учетом изменений, внесенных письмом от 04.10.2010 N 06-09/21531.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы (далее - фонд).
Решением суда от 28.01.2011 (судья Давлеткулова Г.А.) требования удовлетворены частично: оспариваемое решение налогового органа (с учетом изменений, внесенных письмом от 04.10.2010 N 06-09/21531) признано недействительным в части доначисления единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 18 890 руб., начисления пеней по ЕСН в сумме 189 853 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А.) прекращено производство по апелляционной жалобе общества. Решение суда в части удовлетворения требований, заявленных налогоплательщиком, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты в части удовлетворения требований отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Налоговый орган указывает, что обществом нарушены требования абз. 4 п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой составлен акт от 14.05.2010 N 06-07/53 и вынесено решение от 11.06.2010 N 06-11/68 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением налогоплательщику в числе прочего предложено уплатить ЕСН в сумме 18 890 руб. и пени по ЕСН в сумме 189 853 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 28.09.2010 N 570/16 решение нижестоящего налогового органа в части доначисления ЕСН и начисления пеней оставлено без изменения и утверждено.
Основанием для доначисления ЕСН и начисления пеней по ЕСН послужили выводы налогового органа о наличии у налогоплательщика разницы в сумме примененного налогового вычета по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, и суммой уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что повлекло возникновение недоимки по ЕСН в общей сумме 18 890 руб., в том числе за 2006 год в сумме 16 745 руб., за 2007 год в сумме 2145 руб.
Удовлетворяя требования налогоплательщика в данной части, суды исходили из отсутствия у него недоимки по ЕСН в силу того, что в результате проведенной сверки расчетов установлено отсутствие неуплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 - 2007 гг., в связи с чем у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления сумм налога и начисления пеней.
В соответствии с п. 2 ст. 243 Кодекса сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими же за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Судами установлено, что начисленные по расчетам 2006 - 2007 гг. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачены обществом в полном объеме до проведения налоговым органом выездной налоговой проверки, о чем свидетельствуют данные представленного в материалы дела совместного акта сверки, составленного обществом и фондом при участии налогового органа. Задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанный период налогоплательщик не имеет. Документов, подтверждающих наличие у налогоплательщика недоимки по ЕСН, инспекцией не представлено.
Исходя из этого, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для доначисления обществу ЕСН.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.06.2011 N 1/11.
Кроме того, суды установили, что данные, изложенные в мотивировочной части оспариваемого решения налогового органа в нарушение условий п. 8 ст. 101 Кодекса, а также в приложении N 4 к этому решению (расчет пеней), не позволяют определить сумму пенеобразующей недоимки. Доказательств правильности расчета пеней, в том числе по результатам проведенных сверок расчетов, назначенных судами, инспекцией не представлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А07-19361/10 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что начисленные по расчетам 2006 - 2007 гг. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачены обществом в полном объеме до проведения налоговым органом выездной налоговой проверки, о чем свидетельствуют данные представленного в материалы дела совместного акта сверки, составленного обществом и фондом при участии налогового органа. Задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанный период налогоплательщик не имеет. Документов, подтверждающих наличие у налогоплательщика недоимки по ЕСН, инспекцией не представлено.
Исходя из этого, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для доначисления обществу ЕСН.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.06.2011 N 1/11.
Кроме того, суды установили, что данные, изложенные в мотивировочной части оспариваемого решения налогового органа в нарушение условий п. 8 ст. 101 Кодекса, а также в приложении N 4 к этому решению (расчет пеней), не позволяют определить сумму пенеобразующей недоимки. Доказательств правильности расчета пеней, в том числе по результатам проведенных сверок расчетов, назначенных судами, инспекцией не представлено.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А07-19361/10 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 сентября 2011 г. N Ф09-5406/11 по делу N А07-19361/2010