Екатеринбург |
|
17 июня 2014 г. |
Дело N А60-29767/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.11.2013 по делу N А60-29767/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Зеркальный" (далее - общество "Зеркальный"), общества с ограниченной ответственностью "Перспектива развития" (далее - общество "Перспектива развития"), общества с ограниченной ответственностью "Центрофф" (далее - общество "Центрофф"), общества с ограниченной ответственностью "Асбест" (далее - общество "Асбест"), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Развитие" - Раздьяконов Е.С. (доверенность от 11.04.2014).
Общества "Зеркальный", "Перспектива развития", "Центрофф", "Асбест" обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Кадастровой палаты, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505001:52 в размере 14 820 000 руб., установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2013 по делу N А60- 49083/2012; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей (с учетом уточнения исковых требований, принятых арбитражным судом в порядке, предусотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 12.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.11.2013 (судья Подгорнова Г.Н.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что актуальной кадастровой стоимостью является та стоимость, которая применяется для исчисления налога и иных целей в 2013 году, то есть утвержденные сведения о кадастровой стоимости постановлением правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, поскольку, по мнению заявителя, суды подменяют понятия "актуальные" и "действующие" сведения. При этом ни в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ни в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), ни в "Порядке ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденном приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения государственного кадастра недвижимости), не содержится понятий или определений "действующая кадастровая стоимость". Кадастровая палата также указывает на отсутствие у нее полномочий по отслеживанию того, является ли применимой кадастровая стоимость в тот или иной период. Кроме того, заявитель жалобы считает, что Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и Закон о кадастре не содержат иного порядка внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, кроме как в соответствии с п. 57, 58 названного Порядка, в связи с чем выводы судов об отсутствии в законодательстве прямого запрета на внесение записей в "архивные" сведения, противоречат нормам права. Так, по мнению кадастровой палаты, обжалуемый отказ названного органа не лишает заявителя права на уплату экономически обоснованного земельного налога в соответствии с установленным размером кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной исходя из решения суда, поскольку в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты имеют общеобязательную силу для всех органов государственной власти и местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу общества "Зеркальный", "Перспектива развития", "Центрофф", "Асбест" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2013 по делу N А60-49083/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505001:52 установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 14 820 000 руб.
Заявители 27.03.2013 обратились в Кадастровую палату с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая палата на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона кадастре 23.04.2013 вынесла решение 66/13-66900 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, указав на то, что сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, внесенным в кадастр на основании постановления правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, присвоен статус "архивных", в связи с чем оснований для внесения в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 01.01.2010 не имеется.
Заявители 10.07.2013 вновь обратились в Кадастровую палату с заявлением об отмене решения от 23.04.2013 N 66/13-66900 и о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая палата в письме от 28.06.2013 N 05-06/8713 указала на невозможность внесения изменений в государственный кадастр недвижимости со ссылкой на вынесенное ранее решение от 23.04.2013 N 66/13-66900.
Общества "Зеркальный", "Перспектива развития", "Центрофф", "Асбест", полагая, что бездействие ответчика является незаконным, нарушает их права и законные интересы, обратились в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что у кадастровой палаты не имеется оснований для отказа во внесении в кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, установленной решением суда и являющейся на момент обращения к органу кадастрового учета применимой.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Закона о кадастре.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 названного Закона).
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 22.02.2013 по делу N А60-49083/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505001:52 установлена в размере его рыночной стоимости равной 14 820 000 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Из подп. 3 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП следует, что таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", строки 5711 - 8996 таблицы "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", а также строка 41 таблицы "Средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", утвержденные названным Постановлением, признаются утратившими силу с 01.01.2014.
По смыслу положений Закона о кадастре сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Поскольку на момент вступления решения суда в законную силу по делу N А60-49083/2012 и на момент обращения заявителей в Кадастровую палату с заявлением о внесении в кадастр сведений о стоимости земельного участка, сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, являлись действующими и применимыми, а имеющиеся в кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости подлежали применению лишь с 01.01.2014, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у Кадастровой палаты оснований для отказа во внесении сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, установленной судебным актом.
Отсутствие в кадастре сведений о кадастровой стоимости, которая являлась применимой в спорный период, и неисполнение регистрирующим органом решения суда, которое направлено на восстановление прав обществ "Зеркальный", "Перспектива развития", "Центрофф", "Асбест", обоснованно признано судами нарушающим права названных обществ и противоречащим ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод Кадастровой палаты о том, что существующим порядком ведения государственного кадастра недвижимости не предусмотрено внесение изменений в "архивные" сведения, поскольку ни п. 57, 58 Порядка ведения государственного кадастра, ни Закон о кадастре не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус "архивных" (но подлежащих применению). На отсутствие технической возможности внесения таких сведений кадастровая палата не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного отказ Кадастровой палаты во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда, судами первой и апелляционной инстанций правомерно признан незаконным и нарушающим права и законные интересы обществ "Зеркальный", "Перспектива развития", "Центрофф", "Асбест".
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.11.2013 по делу N А60-29767/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
...
По смыслу положений Закона о кадастре сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
...
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод Кадастровой палаты о том, что существующим порядком ведения государственного кадастра недвижимости не предусмотрено внесение изменений в "архивные" сведения, поскольку ни п. 57, 58 Порядка ведения государственного кадастра, ни Закон о кадастре не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус "архивных" (но подлежащих применению). На отсутствие технической возможности внесения таких сведений кадастровая палата не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2014 г. N Ф09-2697/14 по делу N А60-29767/2013