08 сентября 2011 г. |
N Ф09-4311/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Матанцева И.В., Лиходумовой С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" (далее - общество "Ува-молоко") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2010 по делу N А71-10496/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по тому же делу по иску Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее - управление Росприроднадзора) к обществу "Ува-молоко" о взыскании ущерба.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Ува-молоко" - Бажайкин А.Л. (доверенность от 08.12.2010 N 002).
Представители управления Росприроднадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к открытому акционерному обществу "Ува-молоко" (правопредшественник общества "Ува-молоко") о взыскании в бюджет муниципального образования "Увинский район" 362 219 руб. 28 коп. ущерба, причиненного водному объекту - р. Уве на основании ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 17.12.2010 (судья Лиуконен М.В.) иск удовлетворен, с общества "Ува-молоко" в доход бюджета муниципального образования "Увинский район" взыскано 362 219 руб. 28 коп. в возмещение ущерба.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 (судьи Снегур А.А., Нилогова Т.С., Романов В.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Ува-молоко" просит указанные решение и постановление отменить, в иске отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие причинение вреда водному объекту, наступление вредных последствий в виде деградации естественной экологической системы водного объекта и его истощения при его использовании для сброса производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Выявленное за период проверки истцом превышение вредных веществ в воде не свидетельствует о постоянном ухудшении качества воды, мониторинг состояния воды не проводился. Сведения о фоновой концентрации вредных (загрязняющих) веществ в воде р. Ува у уполномоченного органа не запрашивались. Также указывает, что при определении размера причиненного водному объекту ущерба истцом нарушены требования Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87). Помимо изложенного указывает, что обществом "Ува-молоко" были проведены мероприятия, направленные на улучшение качества сточных вод, восстановление нарушенного состояния р. Ува, в связи с чем полагает, что размер подлежащего взысканию вреда должен быть уменьшен на величину произведенных затрат.
Управление Росприроднадзора в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Ува-молоко" на основании лицензии от 13.11.2006 серии ИЖВ N 00315 ТРЭВХ осуществляет использование поверхностного водного объекта - р. Ува для сброса производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Срок действия лицензии до 01.07.2011. Условия водопользования, в том числе допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в р. Ува, установлены в приложении N 1 к названной лицензии.
В период с 19.01.2010 по 20.01.2010 управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества "Ува-молоко" на предмет выполнения предписания от 27.10.2009 N 37 о прекращении сброса сточных вод в р. Ува с превышением нормативов, установленных лицензией. По результатам проверки оформлен акт от 12.02.2010 N 2/А, согласно которому по усредненным данным протоколов химических анализов от 19.01.2010, 26.01.2010, 01.02.2010 общество "Ува-молоко" превышает установленные условиями водопользования допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Ува через общий выпускной коллектор.
На основании указанного акта ответчику было выдано предписание от 12.02.2010 N 2/пп о прекращении сброса сточных вод в поверхностный водный объект с превышением нормативов. Установлен срок выполнения предписания - до 01.07.2010.
По результатам внеплановой выездной проверки деятельности общества "Ува-молоко" в период с 12.07.2010 по 13.07.2010 на предмет соблюдения выполнения выданного предписания составлен акт от 06.08.2010 N 31/А, согласно которому общество "Ува-молоко" продолжает превышать установленные условиями водопользования допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Ува.
В ходе проверки в период с 13.07.2010 по 27.07.2010 управлением Росприроднадзора произведен локальный мониторинг р. Ува в районе выпуска сточных вод общества "Ува-молоко", что подтверждено протоколами результатов количественного химического анализа вод от 19.07.2010 N 14пв, 508 св, 15 пв, от 26.07.2010 N 527 св, 19 пв, 20 пв, от 03.08.2010 N 534 св, 23 пв, 22 пв, актами отбора проб сточных и природных вод от 13.07.2010 N 11пв, 12 пв, 266 С, от 20.07.2010 N 280 С, 16 П, 17 П, от 27.07.2010 N 287 С, 20 П, 19 П.
Определив на основании Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87 причиненный обществом "Ува-молоко" р. Ува ущерб на сумму 362 219 руб. 28 коп., управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций исходили из доказанности всех обстоятельств, необходимых для возмещения ущерба, причиненного водному объекту; неподтверждения ответчиком фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам права.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (подп. 1, 3 п. 6 ст. 60 названного Кодекса).
Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (п. 1 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические или физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате её загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается согласно утвержденным в установленном порядке таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Порядок исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, определяется Методикой исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87.
В соответствии с п. 2 данной Методики она применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств судами обеих инстанций установлен факт причинения обществом "Ува-молоко" ущерба водному объекту - р. Ува сбросом сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением предельно-допустимой концентрации, что подтверждено актами, составленными по результатам проведенных управлением Росприроднадзора проверок, протоколами количественного химического анализа природных вод, актами отбора проб сточных и природных вод.
Из справки государственного учреждения "Удмуртский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 05.08.2010 N 01-07/854 следует, что значения фоновых концентраций для р. Ува не установлены из-за отсутствия наблюдений.
В связи с этим при расчете размера вреда управление Росприроднадзора руководствовалось данными произведенного федеральным государственным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" количественного химического анализа проб природной воды, взятых выше выпуска сточных вод общества "Ува-молоко".
Доказательства того, что реальная фоновая концентрация вредных веществ в р. Ува отличается от значений, определенных в результате проведения количественного химического анализа ответчиком не представлено.
Расчет вреда, подлежащего компенсации, произведенный управлением Росприроднадзора в соответствии с Методикой исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87, судами проверен и признан верным. Размер предъявленного ко взысканию ущерба ответчиком документально не опровергнут.
Довод общества "Ува-молоко" о том, что размер подлежащего взысканию вреда водному объекту подлежит уменьшению на сумму понесенных затрат на оплату проектных работ на реконструкцию производственного здания под очистные сооружении, отклоняется судом кассационной инстанции на основании следующего.
В силу п. 14 Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87 в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда. Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ документально подтверждаются виновной стороной.
Согласно п. 6 названной Методики, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
Как следует из материалов дела, ответчиком заключены договоры от 02.12.2009 N 32-09 с обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "ЛиК" и от 10.12.2009 N БТП-0109/063 с закрытым акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Биотехпрогресс" на выполнение проектных работ (разработку технической документации) по объекту "Реконструкция производственного здания под очистные сооружения сточных вод общества "Ува-молоко" производительностью 800 куб. м/сут.".
Стоимость работ по договорам составляет 1 200 000 руб. и 850 000 руб. соответственно.
Платежными поручениями от 11.01.2010 N 20, 24 ответчик перечислил подрядчикам 297 500 руб. и 600 000 руб. - авансовые платежи по названным договорам.
Поскольку авансовые платежи при отсутствии доказательств исполнения подрядчиками договоров не являются фактическими затратами на разработку проектной документации по реконструкции очистных сооружений, данные затраты обоснованно не зачтены судами в счет возмещения вреда на основании п. 14 Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87.
Таким образом, суды правомерно взыскали с общества "Ува-молоко" в доход бюджета муниципального образования "Увинский район" 362 219 руб. 28 коп. ущерба.
Все обстоятельства спора судами исследованы, им дана правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2010 по делу N А71-10496/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
И.В. Матанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 14 Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87 в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда. Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ документально подтверждаются виновной стороной.
Согласно п. 6 названной Методики, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
...
Поскольку авансовые платежи при отсутствии доказательств исполнения подрядчиками договоров не являются фактическими затратами на разработку проектной документации по реконструкции очистных сооружений, данные затраты обоснованно не зачтены судами в счет возмещения вреда на основании п. 14 Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87.
...
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2010 по делу N А71-10496/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ... - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2011 г. N Ф09-4311/11 по делу N А71-10496/2010