Екатеринбург |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А60-15627/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Екатеринбурга (далее - администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 по делу N А60-15627/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (правопреемник - открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК N9") - Артюх А.Е. (доверенность от 06.02.2015).
Администрация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с общества "ТГК N 9" о взыскании задолженности по арендным платежам в сумме 3 195 руб. 21 коп. основного долга и 280 руб. 62 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.08.2014 (судья Абдрахманова Е.Ю.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 (судьи Макаров Т.В., Муравьева Е.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель ссылается на то, что объект (тепломагистраль) является линейным объектом, в связи с чем не может относится к перечню объектов, в отношении которых подлежит применению Приказ Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347. По мнению заявителя, при расчете арендной платы по договору аренды необходимо руководствоваться порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП.
В отзыве на кассационную жалобу открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между администрацией (арендодатель) и обществом "ТГК N 9" (далее - арендатор) заключен договор аренды от 17.08.2011 N 2-1058 земельного участка площадью 126 кв. м, расположенного по улице Кишиневской в Екатеринбурге под кадастровым номером 66:41:0204011:25.
Земельный участок был передан ответчику для строительства и дальнейшей эксплуатации тепломагистрали.
Срок действия договора установлен с 03.02.2014 по 02.02.2014.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи участка.
Согласно п. 2.2.4 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца, если иное не установлено в расчете (перерасчете) арендной платы на соответствующий год.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Согласно расчету арендодателя задолженность арендатора за период с ноября 2013 по март 2014 составляет 3 195 руб. 21 коп.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по договору аренды, суд первой инстанции удовлетворил требования в полном объеме, признав правильным расчет истца, произведенный на основании постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, арендная плата по договору аренды от 17.08.2011 N 2-1058 является регулируемой.
В силу п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут быть установлены общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Во исполнение требований ст. 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), действующее с 04.08.2009.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации закрепленные в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N15837/11.
Правилами, утвержденными постановлением N 582 для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13).
Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 утверждены Ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:41:0204011:25 предоставлен ответчику для размещения сооружений энергосистемы, обоснованным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что с момента вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 (с 31.08.2013) расчет арендной платы должен производиться с применением ставки, установленной этим нормативным актом.
Проверив расчет ответчика, с учетом имеющейся переплаты, апелляционный суд установил факт отсутствия задолженности по арендной плате за заявленный истцом период.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требований.
Довод заявителя о необходимости расчета арендной платы по ставкам, установленным постановлением Правительства Свердловской области от 13.12.2011 N 1855, судом кассационной инстанции отклоняется.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 по делу N А60-15627/2014 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Администрация города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.