Екатеринбург |
N Ф09-3642/07-С6 |
21 мая 2007 г. |
Дело N А07-7067/2006 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татаркиной Т.Н.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания" (далее - общество "ВУТК") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2007 (резолютивная часть от 15.02.2007) по делу N А07-7067/2006.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Салаватстекло" (далее - общество "Салаватстекло") - Хасанова Л.А. (доверенность от 15.05.2007);
общества "ВУТК" - Туранова Н.М. (доверенность от 17.10.2006 N 2389).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 18.05.2007, был объявлен перерыв до 09 ч 15 мин 21.05.2007.
После перерыва в судебном заседании приняли участие те же лица.
Общество "Салаватстекло" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "ВУТК" о признании права собственности на подъездные железнодорожные пути общей протяженностью 7761,9 м, включающие в себя 11 веток, примыкающих к зданиям, расположенным по адресу: г. Салават, ул. Индустриальная, 18, территория общества "Салаватстекло" (с учетом принятых арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнений исковых требований). Третье лицо - Управление Федеральной регистрационной службы по Республики Башкортостан (далее - управление), дело N А07-48245/2005.
Общество "Салаватстекло" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к управлению и обществу "ВУТК" о признании недействительной государственной регистрации права собственности общества "ВУТК" на названные объекты недвижимости. Третьи лица - Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан, Департамент имущественных отношений Самарской области Российской Федерации, дело N А07-7067/2006.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2006 по ходатайству истца в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела N А07-48245/2005 и N А07-7067/2006 объединены в одно производство с присвоением N А07-7067/2006 (т. 5, л. д. 123).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2007 (резолютивная часть от 15.02.2007; судья Гареева Л.Ш.) исковые требования удовлетворены. За обществом "Салаватстекло" признано право собственности на железнодорожный подъездной путь, расположенный по адресу: г. Салават, ул. Индустриальная, 18 (на территории общества "Салаватстекло"), протяженностью 7761,9 пог. м, включающий в себя:
- подъездной путь производства полированного стекла, литера К, где литера I (588, 7 м) - от стрелки N 15 до упора, литера II (256, 7 м) - от стрелки N 15 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь цеха листового стекла, литера Ц, где литера I (369 м) - от стрелки N 13 до стрелки N 15, литера II (342, 4 м) - от стрелки N 17 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь цеха сортовой посуды, литера 1С, где литера I (779 м) - от стрелки N 37 до упора, литера II (390 м) - от стрелки N 41 до упора, в том числе два стрелочных перевода (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь склада красок, литера 2Л (212 м) - от стрелки N 13 до упора, в том числе рампы литеры VII, VIII, стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь станции приготовления связующего, литера 1Б, где литера I (356 м) - от стрелки N 21 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь ЦРК, литера 1Я, где литера I (364, 5 м) - от стрелки N 23 до упора, литера II (280 м) - от стрелки N 25 до упора, литера III(260, 7 м)- от стрелки N 51 до упора, в том числе три стрелочных перевода (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь карбонатного цеха, литера 1Ф, где литера I (178, 8 м) - от стрелки N 39 до упора, в том числе навес литера Г и стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь цеха стеклохолстов, литера 1В, где литера I (682 м) - от стрелки N 19 до упора, в том числе навес литера Г и стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь составного цеха, литера 1У, где литера I (593 м) - от стрелки N 29 до упора, литера II (798, 1 м) - от стрелки N 33 до упора, в том числе два стрелочных перевода (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь дозировочно-смесительного цеха, литера IХ, где литера I (795 м) - от стрелки N 9 до стрелки N 45, литера II (157 м) - от стрелки N 45 до упора, литера III (161 м) - от стрелки N 47 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь склада соды, литера 1Щ, где литера I (171 м) - от стрелки N 45 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9).
Признаны недействительными государственная регистрация права собственности общества "ВУТК" на названные объекты и свидетельство о регистрации права собственности от 30.07.2003 N 046938.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "ВУТК" просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что судом неверно истолковано постановление Совета Министров СССР от 20.04.1978 N 312, сделаны неправильные выводы о нарушении порядка передачи цеха железнодорожного транспорта из республиканского подчинения в союзное подчинение и проигнорированы представленные в материалы дела документы, подтверждающие передачу вместе с железнодорожным цехом всех железнодорожных путей, находящихся как на территории производственного объединения "Салаватстекло", так и за его территорией (до их примыкания к железнодорожным путям общего пользования). При вынесении решения судом не применены подлежащее применению постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в составе Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, и муниципальную собственность", в соответствии с которым предприятия и объекты железнодорожного транспорта отнесены исключительно к федеральной собственности. По мнению заявителя, им полностью доказано добросовестное владение и пользование спорными подъездными путями с 1988 г. по настоящее время, он никогда не являлся собственником данного имущества, предъявленные обществом "Салаватстекло" технические паспорта на названное недвижимое имущество оформлены с нарушением требований Общероссийского классификатора основных фондов ОКО-13-94, утвержденного Госстандартом России 14.04.1998, после оформления технического паспорта обществом "ВУТК" и при наличии зарегистрированного права на железнодорожные пути. Кроме того, судом нарушены положения ст. 181, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как срок исковой давности для подачи настоящего иска пропущен обществом "Салаватстекло", данное обстоятельство является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В отзывах на кассационную жалобу общество "Салаватстекло" и Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан возражают против доводов, изложенных в ней, просят оставить в силе решение суда первой инстанции, считают его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорные железнодорожные пути построены за счет централизованных средств государства в период с 1962 г. по 1983 г. для обеспечения функционирования Салаватсткого завода технического стекла (т. 4, л. д. 36).
Совет Министров СССР постановлением от 20.04.1978 N 312 признал необходимым передать в ведение Министерства путей сообщения республиканские объединения "Промжелдортранс" с входящими в их состав отделениями (объединениями) и хозрасчетными предприятиями, организациями и учреждениями межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, объектов железнодорожных участков, цехов предприятий. Министерствам и ведомствам СССР предписано передавать в установленном порядке Министерству путей сообщения для создания новых и расширения действующих предприятий межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта транспортные цехи (участки) подведомственных предприятий, строек и организаций с необходимыми техническими средствами, капитальными вложениями и материально-техническими ресурсами, фондами заработной платы и численностью работников (т. 3, л. д. 26).
Указанием Министерства путей сообщения от 04.08.1988 N Ф3676-у, решением Салаватского городского Совета народных депутатов от 03.06.1988 N 7/235 в соответствии с названным постановлением на базе железнодорожного цеха производственного объединения "Салаватстекло" в составе Куйбышевского производственного объединения промышленного железнодорожного транспорта организовано на правах структурной единицы Салаватское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта с перспективой передачи подъездных путей промышленного предприятия на баланс Куйбышевского производственного объединения (т. 3, л. д. 32, 33).
Приказом начальника Куйбышевского объединения "Промжелдортранс" от 05.08.1988 N 126 в составе Куйбышевского ПО создано Салаватское предприятие промышленного железнодорожного транспорта на базе железнодорожного цеха ПО "Салаватстекло" и других предприятий промышленной зоны г. Салавата (т. 6, л. д. 106).
Передача основных средств от ПО Салаватстекло к Куйбышевскому объединению промышленного железнодорожного транспорта и Салаватскому предприятию промышленного железнодорожного транспорта оформлена актом приема-передачи материальных ценностей от 31.08.1988, протоколом передачи основных средств от 31.05.1988, балансом по основной деятельности производственного предприятия от 01.08.1988, ведомостью основных средств, приложениями к ведомости, в том числе приложением N 1 о передаче основных средств по железнодорожному цеху, балансом доходов и расходов по подъездному пути, разделительными ведомостями (т. 6, л. д. 111-131). В соответствии с указанными документами от производственного объединения "Салаватстекло" к Куйбышевскому ПО "Промжелдортранса" переданы железнодорожные пути 17427 пог. м 1962-1983 г. выпуска, 2 стрелочных перевода 1978г. выпуска, железнодорожные пути, расположенные на станции Салават 1962 г. выпуска, внутриплощадные железнодорожные пути 1967 г. выпуска, внутризаводские пути 1976 г. выпуска, железнодорожный путь N 9 станции Салават 1976 г. выпуска, подъездной железнодорожный путь от станции Салават до завода 1967 г. выпуска, подъездной железнодорожный путь N 6 станция Заводская 1983 г. выпуска с указанием инвентарных номеров и мест их расположения.
Согласно указанию Министерства путей сообщения от 25.12.1991 N Ф-2015у Самарское (ранее - Куйбышевское) ПО промышленного железнодорожного транспорта преобразовано в государственное предприятие, входящие в его состав межотраслевые предприятия - в отделения государственного предприятия (т. 5, л. д. 51-52).
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 16.12.1992 N 1027 утвержден план приватизации Самарского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта, 29.06.1994 заключен договор N 129 о передаче имущества в собственность акционерному обществу открытого типа "Самарапромжелдортранс" государственного имущества, перечисленного в приложении N 1 к данному договору. Величина уставного капитала определена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 (т. 3, л. д. 77-79).
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Самарского государственного предприятия "Промжелдортранс" и его расшифровке Салаватскому отделению переданы внутризаводские пути (N 15-18, 18а, 19-29) 1976 г. выпуска общей протяженностью 5067, 5 м, внутризаводские пути (N 7-14) 1967 г. выпуска общей протяженностью 4180, 9 м, железнодорожный путь N 6 станция Заводская 1983 г. выпуска (т. 3, л. д. 90; т. 5, л. д. 28).
На основании плана приватизации Самарского ГП обществом "ВУТК" 30.07.2003 получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое строение - внутризаводские пути, общей площадью 9227, 22 п. м, литера I, инвентарный номер 3727, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, Южная промзона, территория общества "Салаватстекло" (т. 3, л. д. 92).
Общество "Салаватстекло", считая себя единственным законным собственником названных подъездных путей, обратилось в арбитражный суд с иском.
В обоснование своих требований истец (общество "Салаватстекло" является правопреемником государственного предприятия "Салаватский завод технического стекла", действующего с 1962 г., арендного объединения "Салаватстекло") ссылается на проектное задание Башкирского завода технического стекла в г. Салавате от 1957 г., справку о нахождении на балансе общества "Салаватстекло" железнодорожных путей, инвентарные карточки, свидетельства о праве собственности и технические паспорта на здания и сооружения, договор аренды земельного участка от 12.04.2004, план приватизации завода (т. 1, л. д. 18, 19, 25, 31, 38; т. 2; т. 4, л. д. 27, 51, 66). Общество "Салаватстекло" считает, что названные железнодорожные пути принадлежат его конкретным цехам, при этом истцом не обозначено место расположения стрелок (въезд, выезд, либо расположение на территории общества "Салаватстекло"), в материалы дела представлены технические паспорта цехов и приватизационные документы, в которых значится только номер пути, инвентарный номер, протяженность, год выпуска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из содержания Постановления Совета Министров СССР от 20.04.1987 не следует обязанность передачи подъездных путей, расположенных на территории предприятия "Салаватстекло" из местного подчинения в республиканское, передача подъездных путей произведена в нарушение Положения о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 N 940). Протокол передачи основных средств подписан лицами, превысившими свои должностные полномочия. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РСФСР спорные железнодорожные пути являются принадлежностью главной вещи (11 производственных помещений завода), в связи с чем не могут быть отнесены к федеральной собственности, поэтому решение Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области о реорганизации государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта "Промжелдортранс" в общество "Самарапромжелдортранс" в части включения в состав приватизируемого имущества спорных подъездных железнодорожных путей незаконно, сделка по передаче данного имущества ничтожна. Суд посчитал возможным применить ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающую такой способ защиты права как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, признав недействительной государственную регистрацию общества "ВУТК" на железнодорожные пути.
Данные выводы суда основаны на неверном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Отнесение судом спорных железнодорожных путей в качестве принадлежности к главной вещи - цеху - в порядке ст. 139 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.) необоснованно, поскольку техническая инвентаризация подъездных путей ранее произведена по заявлению ответчика и не содержит таких данных. Данные обстоятельства судом не проверены.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способ защиты права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Суд признал отсутствие оснований для государственной регистрации права собственности ответчика, поскольку общество "ВУТК" данным правом не обладает. Вместе с тем, применяя ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и признавая право собственности истца на спорное имущество, суд не учел, что право собственности общества "Салаватстекло" могло возникнуть в результате приватизации государственного предприятия "Салаватстекло".
Согласно плану приватизации и акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1993 приватизации подлежали полученные в аренду призаводские железнодорожные пути 1983 г. выпуска, инвентарный номер 2776 (т. 4, л. д. 119). Однако данные, позволяющие их индивидуализировать - протяженность, номера, место расположения - не указаны. Подробная расшифровка железнодорожных путей, удостоверенная органом государственной власти, принимавшим решение о приватизации, в материалы дела не представлена. Иных железнодорожных путей, подлежащих приватизации, план не содержит. Представленные истцом инвентарные карточки, справка о нахождении на балансе общества "Салаватстекло" железнодорожных путей (с указанием длины и инвентарного номера), договор аренды земельного участка, государственный акт на право владения землей (т. 1, л. д. 16, 31; т. 4, л. д. 27) не подтверждают возникновение права собственности общества "Салаватстекло" на спорное имущество.
Идентификационные признаки истребуемых железнодорожных путей не соответствуют признакам тех объектов, которые были приватизированы обществом "Салаватстекло" и числятся на балансе истца.
Так, указанные в свидетельствах и технических паспортах зданий цехов завода данные (длина и расположение пути) не соответствуют данным, указанным в исковом заявлении и решении суда. В частности, имеется несоответствие длины пути в цехах: производства полированного стекла, сортовой посуды, склада красок, ЦРК, карбонатного, составного; в техническом паспорте цеха листового стекла не указана протяженность подъездных путей; указанная в решении протяженность подъездного пути литера I цеха стеклохолстов относится к длине навеса литера Г.
Кроме того, удовлетворяя исковые требования в части признания недействительной государственной регистрации права собственности общества "ВУТК" на конкретные подъездные пути (с указанием длины, расположения, литеры) суд первой инстанции не принял во внимание, что право собственности ответчика на внутризаводские пути оформлено одним свидетельством о государственной регистрации, согласно которому объектом права собственности общества "ВУТК" являются внутризаводские пути общей площадью 9227, 22 пог. м, литера I, инвентарный номер 3727 (т. 3, л. д. 92).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в материалах дела документам, разрешить спор в соответствии с законодательством.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2007 (резолютивная часть от 15.02.2007) по делу N А07-7067/2006 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий |
Т.Н. Татаркина |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из содержания Постановления Совета Министров СССР от 20.04.1987 не следует обязанность передачи подъездных путей, расположенных на территории предприятия "Салаватстекло" из местного подчинения в республиканское, передача подъездных путей произведена в нарушение Положения о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 N 940). Протокол передачи основных средств подписан лицами, превысившими свои должностные полномочия. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РСФСР спорные железнодорожные пути являются принадлежностью главной вещи (11 производственных помещений завода), в связи с чем не могут быть отнесены к федеральной собственности, поэтому решение Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области о реорганизации государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта "Промжелдортранс" в общество "Самарапромжелдортранс" в части включения в состав приватизируемого имущества спорных подъездных железнодорожных путей незаконно, сделка по передаче данного имущества ничтожна. Суд посчитал возможным применить ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающую такой способ защиты права как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, признав недействительной государственную регистрацию общества "ВУТК" на железнодорожные пути.
...
Отнесение судом спорных железнодорожных путей в качестве принадлежности к главной вещи - цеху - в порядке ст. 139 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.) необоснованно, поскольку техническая инвентаризация подъездных путей ранее произведена по заявлению ответчика и не содержит таких данных. Данные обстоятельства судом не проверены.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способ защиты права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Суд признал отсутствие оснований для государственной регистрации права собственности ответчика, поскольку общество "ВУТК" данным правом не обладает. Вместе с тем, применяя ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и признавая право собственности истца на спорное имущество, суд не учел, что право собственности общества "Салаватстекло" могло возникнуть в результате приватизации государственного предприятия "Салаватстекло"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2007 г. N Ф09-3642/07 по делу N А07-7067/2006