Екатеринбург |
|
19 декабря 2007 г. |
Дело N А47-2155/07 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Юртаевой Т.В.,
судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2007 по делу N А47-2155/07.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Оренбурггазпром".
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренсал" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 20.02.2007 N 09-26/130/1583, принятого по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) с применением налоговой ставки 0 процентов за октябрь 2006 г. в части отказа в возмещении из бюджета налога в сумме 18 640 229 руб.
Как следует из материалов дела, инспекцией отказано в возмещении из бюджета НДС, исчисленного по ставке 18 процентов, в отношении работ, выполненных для налогоплательщика обществом с ограниченной ответственностью "Орегбурггазпром" и открытым акционерным обществом "Газпром", поскольку согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) указанные операции (транспортировка и переработка природного газа, помещенного под таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации), по мнению налогового органа, подлежат обложению НДС по ставке налога 0 процентов.
Решением суда от 04.10.2007 (судья Хижняя Е.Ю.) заявление удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
Суд установил, что налогоплательщик во исполнение контрактов от 15.11.2005 N 224, 225, 226, 230 и 231 о транспортировке и переработке природного отсепарированного газа Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (далее - сырье), заключенного с иностранной компанией - "BRADLEY ENTERPRISES LIMITED", и не имея соответствующих мощностей, заключил договоры на его транспортировку и переработку с обществом с ограниченной ответственностью "Орегбурггазпром" и открытым акционерным обществом "Газпром".
Поместив сырье под таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации, общество ввезло его на территорию Российской Федерации и силами привлеченных организаций переработало, оплатив последним стоимость работ (услуг) по транспортировке и переработке с учетом НДС по ставке 18 процентов.
Суд указал, что сделки по переработке и транспортировке сырья заключались налогоплательщиком с привлеченными организациями в рамках отношений на внутреннем рынке, данные организации не являлись участниками таможенных правоотношений и фактически не применяли таможенный режим переработки на таможенной территории, в связи с чем выполнение для общества рассматриваемых работ (услуг) облагается НДС по ставке 18 процентов.
Исходя из этого, суд сделал вывод о том, что предъявление налогоплательщику к оплате НДС по ставке 18 процентов в составе стоимости работ (услуг) по транспортировке и переработке товаров является правомерным, вследствие чего признал необоснованным отказ инспекции в возмещении спорной суммы налога.
Разрешая спор по существу и руководствуясь подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, суд посчитал, что данная правовая норма распространяется лишь на организации, являющиеся контрагентами иностранных компаний.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган обратился с жалобой в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса.
Проверив законность судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к выводу о несоответствии его нормам налогового и таможенного законодательства.
Необоснованность приведенного судом толкования подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса подтверждается изменением, внесенным в абз. 2 под. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, в соответствии с которым положение названного подпункта распространяется на работы (услуги) по перевозке или транспортировке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями.
Следовательно, в силу абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, в том числе помещенных под таможенный режим переработки, и вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе продуктов переработки, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Из содержания данной нормы следует, что правовое значение имеет принадлежность организаций, оказывающих данные услуги, к организациям Российской Федерации ("российскими организациями"). Распространение положений этой правовой нормы только на перевозчиков - контрагентов иностранных компаний из ее содержания и смысла не вытекает.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение по ставке налога 0 процентов распространяется на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
В соответствии с п. 1 ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) в отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок, который согласно п. 1 ст. 177 Таможенного кодекса не должен превышать двух лет.
В силу п. 1 ст. 185 Таможенного кодекса не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
Таким образом, из смысла данных норм следует, что для применения ставки НДС 0 процентов, не имеет значения, является ли переработчик контрагентом иностранной компании или нет. Для разрешения вопроса о ставке налога необходимо установить находились ли товары (сырье) во время переработки в режиме переработки в смысле, придаваемом этому понятию Таможенным кодексом.
Поскольку судом данные обстоятельства не выяснялись, с учетом указанных выше положений законодательства, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2007 по делу N А47-2155/07 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий |
Т.В. Юртаева |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) в отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок, который согласно п. 1 ст. 177 Таможенного кодекса не должен превышать двух лет.
В силу п. 1 ст. 185 Таможенного кодекса не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
Таким образом, из смысла данных норм следует, что для применения ставки НДС 0 процентов, не имеет значения, является ли переработчик контрагентом иностранной компании или нет. Для разрешения вопроса о ставке налога необходимо установить находились ли товары (сырье) во время переработки в режиме переработки в смысле, придаваемом этому понятию Таможенным кодексом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 декабря 2007 г. N Ф09-10589/07 по делу N А47-2155/2007
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10589/07