Екатеринбург |
|
10 августа 2009 г. |
Дело N А60-5364/2009-С5 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мальцевой Т.С.,
судей Дядченко Л.В., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Коммунальщик" (далее - товарищество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2009 по делу N А50-17016/2008-Г27 по заявлению товарищества к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области, третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, об оспаривании исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области - Торопова О.В. (доверенность от 24.12.2008 N 09-18/47), Федоровских В.А. (доверенность от 15.07.2009 N 09-22/30);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - Мочалин В.А. (доверенность от 10.02.2009 N 1149).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, в котором просит признать незаконными принятие решения от 14.12.2007 N 525 о предстоящем исключении товарищества как недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - государственный реестр) и внесение в государственный реестр записи об его исключении и обязать инспекцию исключить указанную запись из государственного реестра.
Определением суда от 17.04.2009 произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - надлежащим - Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области; Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 20.05.2009 с учетом определения об исправлении опечатки от 02.06.2009 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, товарищество просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у регистрирующего органа не имелось оснований для исключения товарищества из государственного реестра, поскольку товарищество является действующим юридическим лицом, признаки недействующего юридического лица отсутствуют. По мнению заявителя кассационной жалобы, факт оплаты представителем товарищества Фортыгиным А.Г. 05.04.2007 земельного налога за пользование земельным участком с кадастровым номером 66:41:03 10 083:0053, который был предоставлен товариществу для общего пользования, свидетельствует об осуществлении товариществом своей деятельности; оплата налога правомерно произведена товариществом без открытия банковского счета, поскольку законодательство о садоводческих товариществах предоставляет только право на его открытие, но не обязывает делать этого. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что регистрирующим органом нарушен установленный ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядок публикации решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра и незаконно отказано в предоставлении информации о принятом решении.
Как следует из материалов дела, на основании справок Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 13.12.2007 N 571-О и 571-С об отсутствии у товарищества банковского счета и непредставлении товариществом с 16.10.2006 документов отчетности Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области в порядке п. 2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято решение от 14.12.2007 N 525 о предстоящем исключении товарищества из государственного реестра как недействующего юридического лица.
Данное решение о предстоящем исключении товарищества из государственного реестра опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 19.12.2007 N 50 (152).
20.08.2008 на основании указанного решения Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области внесла запись об исключении товарищества из государственного реестра как фактически прекратившего свою деятельность.
Полагая, что решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.12.2007 N 525 и его действия по исключению товарищества из государственного реестра являются незаконными, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра определен ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу положений п. 1, 2 названной нормы права регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица, признанного недействующим, из государственного реестра при наличии одновременно двух условий: если юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Пунктом 3 ст. 21.1 данного Закона установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно п. 7 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, регистрирующий орган не принимает решение об исключении юридического лица из государственного реестра, если к моменту, когда это решение должно быть принято, поступают заявления соответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица.
Установив, что товарищество обладает признаками недействующего лица, поскольку с 16.10.2006, то есть в течение 12 месяцев, предшествующих принятию решения от 14.12.2007, им не предоставлялись документы налоговой и бухгалтерской отчетности и не осуществлялись операции по банковским счетам ввиду их отсутствия, суд пришел к выводу о том, что регистрирующим органом правомерно, в соответствии с п. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято решение о предстоящем исключении товарищества из государственного реестра, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Непоступление в течение трех месяцев с момента опубликования решения каких-либо заявлений заинтересованных лиц, а также отсутствие в указанный период признаков осуществления деятельности юридическим лицом послужили основанием для исключения товарищества из государственного реестра и внесения 20.08.2008 соответствующей записи.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении регистрирующим органом порядка публикации решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра и необоснованным отказе в предоставлении информации о принятом решении, что, по его мнению, привело к невозможности предотвратить исключение товарищества из государственного реестра, не принимается как противоречащий материалам дела.
Имеющаяся в материалах дела копия "Вестника государственной регистрации" от 19.12.2007 N 50 (152) (л. д. 97-100) подтверждает факт публикации в установленный трехдневный срок (с учетом рабочих дней) сведений о принятом Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области 14.12.2007 решении о предстоящем исключении товарищества, о порядке, сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра, с указанием адреса регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.
Таким образом, нарушения порядка публикации соответствующих сведений, установленного п. 3 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что уплата Фортыгиным А.Г. 05.04.2007 земельного налога свидетельствует об осуществлении товариществом своей деятельности, отклоняется. Представленная в материалы дела копия квитанции СБ9016/0440 от 05.04.2007 (л. д. 31) об уплате Фортыгиным А.Г. 68 руб. без указания назначения платежа и налогового периода не является надлежащим доказательством того, что действия по уплате земельного налога осуществлены именно товариществом, а не Фортыгиным А.Г. как физическим лицом.
Поскольку на момент внесения регистрационной записи у регистрирующего органа отсутствовали доказательства осуществления товариществом своей деятельности, а также отсутствовали заявления заинтересованных лиц, действия регистрирующего органа по исключению товарищества из государственного реестра являются правомерными; доказательств обратного заявителем суду не представлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2009 по делу N А50-17016/2008-Г27 оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Мальцева |
Судьи |
Л.В. Дядченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2009 г. N Ф09-5590/09 по делу N А60-5364/2009
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5590/09