05 октября 2011 г. |
N Ф09-6188/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.,
судей Шершон Н.В., Сердитовой Е.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.02.2011 по делу N А47-1764/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Оренбургский троллейбус" (далее - предприятие) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, Министерству финансов Оренбургской области, Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, третьи лица: муниципальное учреждение "Оренбургское городское управление пассажирского транспорта", Управление социальной защиты населения администрации г. Оренбурга, о взыскании 13 831 423 руб. 90 коп.
В судебном заседании принял участие представитель предприятия Зеленский С.В. (доверенность от 08.04.2011).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области с участием третьего лица - муниципального учреждения "Оренбургское городское управление пассажирского транспорта", о взыскании 13 831 423 руб. 90 коп. убытков, понесенных истцом в связи с перевозкой в 2008 г.. льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам.
Определением суда от 26.05.2010 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Оренбургской области и Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения администрации г. Оренбурга.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования: просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 418 263 руб. 90 коп. убытков, понесенных истцом в связи с перевозкой в период с марта по декабрь 2008 г. льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам.
Решением суда от 18.02.2011 (судья Лапшина Н.Ю.) исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 1 418 263 руб. 90 коп. убытков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 (судьи Серкова З.Н., Ершова С.Д., Забутырина Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель кассационной жалобы считает, что оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации в порядке, установленном ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется, поскольку последнее в 2008 г. исполнило в полном объеме свои обязательства по финансированию из федерального бюджета расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, перечислив Оренбургской области 55 425, 9 тыс. руб., что подтверждено Федеральным законом от 28.12.2009 N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 г."; наличие в действиях Министерства финансов Российской Федерации противоправности, в том числе и в части неразработки механизма, реализующего на практике право транспортной организации на полное возмещение убытков, не усматривается. По мнению заявителя кассационной жалобы, в данном случае именно субъект Российской Федерации - Оренбургская область обязана определять порядок возмещения убытков (выпадающих доходов) транспортным организациям, предоставляющим льготный проезд отдельным категориям граждан; судами не учтено, что суммы межбюджетных трансфертов, поступившие из федерального бюджета, не были израсходованы Оренбургской областью в 2008 г. в полном объеме, что опровергает вывод судов о недостаточности выделенных средств федерального бюджета. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что истцом произведен расчет убытков без учета того обстоятельства, что по федеральным проездным билетам перевозка льготных категорий граждан осуществлялась не только истцом, но и обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Оренбургский автобус", истцом не представлено данных о фактически выполненных объемах перевозок льготных категорий граждан в спорный период.
Управление социальной защиты населения администрации г. Оренбурга, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в своих отзывах поддерживают доводы кассационной жалобы и просят отменить обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - удовлетворить, ссылаясь на то, что при расчете убытков истцом необоснованно принято 100% реализованных единых льготных проездных билетов, не учтено, что автобусными предприятиями услуги по перевозке предоставлялись более чем 2/3 населения города; все средства, выделенные в 2008 г. из федерального бюджета бюджету Оренбургской области, были направлены и использованы по целевому назначению для обновления муниципального пассажирского автомобильного транспорта во исполнение постановления Правительства Оренбургской области от 23.06.2009 N 301-п "О распределении неиспользованных в 2008 г. средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что выделенные г. Оренбургу денежные средства в сумме 2 570 200 руб. на покрытие выпадающих доходов транспортных организаций, связанных с предоставлением льготного проезда по единым льготным проездным билетам, не покрыли в полном объеме убытки предприятия, возникшие в связи с перевозкой в 2008 г. льготных категорий пассажиров; размер убытков определен в соответствии с п. 7 постановления Правительства Оренбургской области от 26.02.2008 N 70-п "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Оренбургской области", иная методика расчета размера убытков в 2008 г. разработана не была. По мнению предприятия, поскольку меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации, невозмещенные убытки истца подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 7 приложения N 2 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2008 г. N 70-п "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Оренбургской области"
Как следует из материалов дела, предприятие в 2008 г. предоставляло услуги по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования на маршрутах регулярного сообщения г. Оренбурга.; при осуществлении перевозок в соответствии с требованиями законодательства предприятие предоставляло отдельным категориям пассажиров льготы, обеспечив возможность проезда по единым льготным проездным билетам, выданным, в том числе категориям граждан, предусмотренным Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", ст. 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки граждан, установленные названными Законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Полагая, что убытки, понесенные в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по единым льготным проездным билетам на транспорте общего пользования, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков на основании ст. 15, 309, 393, 790, 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что по его расчету за период с марта по декабрь 2008 г. он недополучил доходы от перевозки льготных категорий пассажиров по единым льготным проездным билетам в сумме 2 268 700 руб., которые компенсированы частично - в сумме 850 436 руб. 10 коп., оставшаяся невозмещенная часть убытков составляет 1 418 263 руб. 90 коп. Истец указывает на то, что расчет убытков произведен в соответствии с методикой, содержащейся в п. 7 приложения N 2 постановления Правительства Оренбургской области от 26.02.2008 N 70-п "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Оренбургской области", и на основании постановления главы г. Оренбурга от 29.02.2008 N 982-п "О себестоимости месячного единого проездного билета для проезда в муниципальном пассажирском транспорте в г. Оренбурге".
Суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что наличие и размер невозмещенных истцу расходов подтверждены материалами дела и расчетом истца; материалами дела доказано наличие правовых оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявленной истцом суммы убытков.
Выводы судов являются правильными.
В силу п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
Согласно п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
С 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.02.2008 N 70-п "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Оренбургской области" предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение единого льготного проездного билета, предоставляющего право проезда на пассажирском автомобильном и наземном электрическом пассажирском транспорте общего пользования на всех муниципальных регулярных маршрутах области. Право приобретения единого льготного проездного билета имеют, в том числе отдельные категории граждан, предусмотренные Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Данным постановлением утвержден Порядок расходования и учета межбюджетных трансфертов местными бюджетами на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области, в п. 7 которого, установлено, что органам местного самоуправления межбюджетные трансферты направляются, в том числе на возмещение убытков транспортных организаций при предоставлении льготных проездных билетов. Размер убытка определяется исходя из количества реализованных проездных билетов и разницы между стоимостью проездного билета для населения, утвержденной органом местного самоуправления, и стоимостью единого льготного проездного билета, равного размеру ежемесячной денежной выплате гражданам льготных категорий регионального регистра.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" для Оренбургской области в 2008 г. предусмотрено выделение денежных средств в сумме 55 425, 9 тыс. руб. на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Законе Оренбургской области "Об исполнении областного бюджета за 2008 г.." отражено исполнение межбюджетного трансферта в сумме 55 425, 9 тыс. руб.
В свою очередь из областного бюджета бюджету г. Оренбурга были доведены денежные средства в сумме 2 570, 2 тыс. руб. на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что муниципальным учреждением "Оренбургское городское управление пассажирского транспорта" предприятию в возмещение убытков за предоставление в 2008 г. федеральных льгот по проезду на общественном транспорте было перечислено 850 436 руб. 10 коп.
Проанализировав расчет истца о размере убытков в сумме 2 288 940 руб., суды установили, что размер убытков определен истцом как разница между стоимостью единого проездного билета для населения и стоимостью единого льготного проезда с учетом количества реализованных проездных билетов, что соответствует порядку определения убытков, указанному в п. 7 Порядка расходования и учета межбюджетных трансфертов местными бюджетами на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 26.02.2008 N 70-п.
Из материалов дела следует, что перечисленные в 2008 г. из федерального бюджета средства были доведены до бюджета Оренбургской области и полностью израсходованы.
Учитывая, что в 2008 г. не существовало иной утвержденной методики определения размера убытков, понесенных транспортными организациями, осуществляющими перевозку льготных категорий граждан с учетом доли участия каждой транспортной организации в общем объеме перевозок, проверив расчет убытков, представленный предприятием, принимая во внимание отсутствие доказательств, опровергающих данный расчет убытков, суды признали его правильным и подтверждающим размер убытков истца в сумме 2 288 940 руб.
Поскольку перечисленные предприятию денежные средства в сумме 850 436 руб. 10 коп. не покрыли в полном объеме его убытки, возникшие в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством, предъявленные истцом расходы в сумме 1 418 263 руб. 90 коп. суды признали реальным ущербом истца, подлежащим возмещению в соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации, перечислив в бюджет Оренбургской области 55 425, 9 тыс. руб., исполнило в полном объеме свои обязательства по федеральному финансированию на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в связи с чем основания для применения норм ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют ввиду отсутствия необходимого условия о противоправности поведения ответчика, не принимаются.
Право льготного проезда на городском транспорте общего пользования для определенных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансированию этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в городском транспорте являются расходными обязательствами федерального бюджета, при этом выделенные федеральным бюджетом денежные средства не покрыли понесенных перевозчиком убытков от предоставления таких льгот, то есть незаконное бездействие Российской Федерации как субъекта права повлекло возникновение у истца убытков по причине отсутствия механизма, реализующего на практике право истца на полное их возмещение за счет средств федерального бюджета.
Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п. 18-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Принимая во внимание доводы и возражения лиц, участвующих в деле, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств того, что федеральным бюджетом было выделено денежных средств, достаточных для возмещения убытков организациям, осуществляющим перевозку граждан, суды правомерно взыскали с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в заявленной сумме на основании полного и всестороннего исследования материалов дела.
Противоправность поведения Министерства финансов Российской Федерации выражена в том, что при установлении льгот для отдельных категорий граждан оно как государственный орган власти федерального уровня не создало систему, реализующую на практике право перевозчика на полное возмещение его убытков. При этом сам по себе факт выделения денежных средств на обеспечение равной доступности транспортных услуг и факт того, что организатор перевозок (г. Оренбург) не довел до перевозчика указанные денежные средства, не может являться основанием для освобождения Российской Федерации в лице финансового органа от ответственности, поскольку доказательств достаточности выделенных денежных средств для компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих перевозку граждан на территории г. Оренбурга, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неверном расчете убытков отклоняются как неподтвержденные надлежащими доказательствами в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Каких-либо контррасчетов ответчиками в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.02.2011 по делу N А47-1764/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Лиходумова |
Судьи |
Н.В. Шершон |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право льготного проезда на городском транспорте общего пользования для определенных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансированию этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
...
Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п. 18-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.02.2011 по делу N А47-1764/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2011 г. N Ф09-6188/11 по делу N А47-1764/2010