03 октября 2011 г. |
N Ф09-5930/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Кетовскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - отделение, казначейство, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.03.2011 по делу N А34-612/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по тому же делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Темляковского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее - администрация).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области (далее - управление, административный орган) - Телегина Ю.В. (доверенность от 11.01.2011 N 01-69/1).
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий отделения, выразившихся в уведомлении от 20.12.2010 N 10-02/73-495 о возвращении без исполнения постановления о назначении административного наказания от 13.05.2010 N 06-16/10-05 о наложении административного штрафа в сумме 30 000 руб. на администрацию, а также обязании отделения устранить допущенное нарушение прав и законных интересов управления путем принятия к исполнению названного постановления.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 28.03.2011 (судья Обабкова Н.А.) заявленные требования удовлетворены. Действия отделения, выразившиеся в уведомлении от 20.12.2010 N 10-02/73-495 о возвращении без исполнения постановления о назначении административного наказания от 13.05.2010 N 06-16/10-05 о наложении штрафа в сумме 30 000 руб. на администрацию, признаны незаконными. Суд обязал отделение принять к исполнению постановление управления от 13.05.2010 N 06-16/10-05 о наложении на администрацию штрафа в сумме 30 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 (судьи Тимохин О.Б.. Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. При этом заявитель ссылается на то, что в силу установленного ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иммунитета бюджетов обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании судебных актов.
Кроме того, отделение полагает, что суды применили нормы права, не подлежащие применению, а именно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" (далее - постановление N 31).
Также заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов о том, что нормы, закрепленные в гл. 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 5 ст. 32.2 названного Кодекса, ст. 12 Закона N 229-ФЗ, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Кодекса, ввиду отсутствия его нормативного обоснования.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 29.05.2010 постановлением от 13.05.2010 N 06-16/10-05 о назначении административного наказания управление привлекло администрацию к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
Сопроводительным письмом от 21.07.2010 управление направило названное постановление для принудительного исполнения в Кетовское подразделение службы судебных приставов.
Судебным приставом-исполнителем на основании поступившего постановления от 13.05.2010 N 06-16/10-05 в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N 37/43/28638/3/2010, о чем 10.08.2010 вынесено постановление, 16.11.2010 принято постановление об окончании названного исполнительного производства и возвращении управлению исполнительного документа в связи с тем, что при проверке финансово-хозяйственного положения администрации денежные средства (счета в учреждении Банка России или кредитных организациях), на которые возможно обратить взыскание, не обнаружено.
Письмом от 21.07.2010 административный орган направил в казначейство постановление от 13.05.2010 N 06-16/10-05, копию постановления от 16.11.2010 об окончании исполнительного производства, заявление о взыскании с администрации суммы штрафа.
Письмом от 20.12.2010 N 10-02/73-495 казначейство вернуло названные документы управлению без исполнения, со ссылкой на п. 1, 3 ст. 242.1 Кодекса мотивировало возврат тем, что административным органом не представлены исполнительный лист и копия судебного акта, на основании которого он выдан.
Полагая такое действие незаконным, управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности действий казначейства по отказу в принятии к исполнению и возврате постановления о наложении штрафа.
Выводы судов являются верными, соответствуют действующему законодательству.
В соответствии со ст. 7 Закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно ст. 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
На основании п. 2, 3 ст. 239 Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных гл. 24.1 Кодекса.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Кодекса осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Кодекса.
В силу п. 3 ст. 242.1 Кодекса взыскателю возвращаются документы, поступившие на исполнение в случае: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 названной статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1, 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом N 229-ФЗ; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Названный перечень оснований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
Судами установлено и материалами дела подтверждено что администрация не имеет счетов в банках и кредитных организациях.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что исполнение исполнительного документа должен производить орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, следовательно, постановление управления подлежало исполнению в органах казначейства. При этом судами обоснованно указано на соблюдение административным органом порядка предъявления исполнительного документа казначейству.
На основании изложенного, судами верно сделан вывод о том, что отказ казначейства в принятии к исполнению и возвращению без исполнения постановления управления от 13.05.2010 привел к нарушению прав и законных интересов взыскателя.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования управления о признании незаконными действий казначейства, выразившихся в уведомлении от 20.12.2010 о возвращении без исполнения постановления от 13.05.2010 о привлечении администрации к административной ответственности, в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы не принимаются, поскольку они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.03.2011 по делу N А34-612/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения по Кетовскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 ст. 242.1 Кодекса взыскателю возвращаются документы, поступившие на исполнение в случае: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 названной статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1, 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом N 229-ФЗ; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
...
Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.03.2011 по делу N А34-612/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения по Кетовскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2011 г. N Ф09-5930/11 по делу N А34-612/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3244/12
15.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3244/2012
03.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5930/11
16.06.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5472/11
28.04.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4512/11